meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Category:

ПАРАДОКСЫ ТОРЫ, ИЛИ ВЗАИМОСВЯЗЬ СФИРОТ.

(статья для газеты "Еврейский Мир")
Тора требует особых навыков для прочтения. Если человек, впервые открывший ее - увидит в ней только рассказы о днях былых, то мы должны знать, что в каждом рассказе заложены и более глубокие слои смысла.
Сейчас мы «расшифруем» два самых парадоксальных рассказа в Торе - жертвоприношение Ицхака Авраамом и получение благословения от Ицхака Яковом обманным путем.
Эти рассказы будоражат умы евреев многие тысячелетия. Сейчас мы увидим их глубинный смысл.
Наши праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков - одновременно являются носителями трех базовых качеств мироздания. В кабале они называются сфирот.
Авраам - носитель атрибута хесед, Ицхак - гвура, Яков – тиферет (а также Эмет).
Хесед - качество давания, открытости, распространения, Гвура - строгость, ограничения, закрытость, Тиферет – гармония и баланс между ними, Эмет – истина (в гармонии).
Если мы просмотрим все истории про Авраама, Ицхака и Яакова - то увидим, что есть только два сюжета - в которых совместно участвуют отец и сын: Авраам с Ицхаком и Ицхак с Яковом. Это и есть истории - жертвоприношения и получения благословения.
Теперь понятно, что эти два сюжета не только эпизоды из биографии праотцов, они иллюстрируют переход и взаимодействие сфирот.
Посмотрим в контексте сфирот оба рассказа.
В них наши персонажи действуют противоположным бразом.
История жертвоприношения - сын (Ицхак) полностью поддерживает план отца (Авраама).
История благословения - сын (Яаков) полностью переворачивает план отца (Ицхака).
А теперь рассмотрим всю структуру.
Авраам - символизирует хесед - открытость.
Во всех сюжетах Торы - он открыт Вс-вышнему, жене и сыну (вверх, вбок и вниз).
Открытость Б-гу - основные действия в жизни Авраама (включая жертвоприношение) - результат общения и указания от Вс-вышнего.
Открытость жене - Вс-вышний говорит Аврааму: "Слушайся жену (Сару) - через нее говорит слово Б-га". И в вопросах воспитания сыновей - Авраам прислушивается и опирается на опыт жены (в частности выгоняет из дома Ишмаэля).
Открытость сыну - история жертвоприношения - Авраам – открыто сообщает Ицхаку, что весь план - от Вс-вышнего и Ицхак - принимает решение Авраама, потому что - он видит в нем прямую связь отца и Б-га.
Перейдем к второму качеству: гвура - строгость, закрытость, дисциплина.
Как гвура проявляется в истории жертвоприношения (переход от хеседа к гвуре)?
Самое сильное проявление дисциплины - подавление самого сильного инстинкта - выживания.
Ицхак - подчинившись в этой истории отцу (получившему указание от Б-га), демонстрирует максимум дисциплины.
Посмотрим далее. Во всех сюжетах - Ицхак действует "закрыто". Кстати, Тора изображает Ицхака - со слабым зрением (символизируя закрытость миру).
Ицхак - конечно же общается со Вс-вышним, но для Торы важно подчеркнуть именно его замкнутость.
Итак, Тора в прямом тексте ни разу не описывает Ицхака – получающего указания в прямом общении с Б-гом.
Рассмотрим отношения с женой в вопросах воспитания детей.
Тора пишет, что Ривка получила пророчество от Вс-вышнего о том, как будут развиваться дети.
Но, обратите внимание - Ривка не говорит мужу о своих знаниях, Ицхак - закрыт, в том числе и к информации - от жены. Именно Ривка - задумала план с обманом Ицхака.
То же, с сыном. Яков - видит, что Отец закрыт к прямому общению, в том числе с Яковом, поэтому не обсуждает с отцом планы благословения, а принимает план матери, как единственно возможный.
Яков видит, что план отца - дать благословение Эсаву (брату Якова) не идет от Вс-вышнего, а являлось личной инициативой Ицхака.
Яков - видит, что план матери - с небес. План отца – не с небес, отец - закрыт к общению.
Цель Якова - создать гармонию и истину, опираясь на реальные условия.
В результате - из-за закрытости Отца - получить результат Истины(благословение) можно было только так, как это произошло в Торе.
Итак, теперь зная схему – мы можем понять глубинный смысл парадоксальних сюжетов Торы, увидеть их стройность и логичность.
Первая сфира – открывается Вс-вышнему и миру, вторая сфира (подавляя свой интерес) поддерживает первую, но при этом закрывается от мира, третья сфира – переворачивает план второй, в результате рождается истина и гармония.
Как эта схема раскрывает потенциал человека – об этом в следующих выпусках.
P.S.И зачем же нужен переворот от гвуры к тиферету - вопрос Вам, знатоки?
Во-первых - переворот - это то самое наафоху-переворот, которое в Пуриме.
А еще много реализаций этого сценария - додумайтесь сами.
Ответы - от автора этого текста - ждите во вторник...
Tags: кабала, комментарии на Тору, статья в газету "Еврейский Мир", сфирот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments