meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Лики рабства.

(статья для газеты "Еврейский Мир")
Песах – праздник «выхода из рабства».
Одна из ключевых проблем восприятия еврейской мудрости – непривычное нам использование слов.
Современный человек, услышав слово рабство, автоматически воспринимает его как древний исторический феномен, который он изучал в курсе истории в 5-м классе. И еще не успев вдуматься – человек «с порога» отметает сообщение, т.к. не может «склеить» его с собственной жизнью. Это примерно то же, что предложить человеку: «Я научу тебя спасаться от динозавров».
Поэтому, нам нужно перевести это понятие на язык современной психологии.
Понятие рабство включает в себя много разных механизмов.
1. Один из самых сильных - внутренние зависимости и привязанности, которые диктуют нам и решают за нас.
Привязанность сама по себе – не проблема, если мы выделяем ей ограниченную зону влияния на нас. Когда привязанность выходит за рамки – мы можем стать «рабом» этой привязанности.
Один из примеров - эммигранты из бывшего Союза, которые занимали до эммиграции важные посты. Многие из них были чрезмерно привязаны к своему статусу на работе. И, когда в другой стране некоторые лишаются этой части своей жизни, часть людей впадает в депрессию. Причина –реализация на работе затмила личность человека, (он стал «рабом» работы). И, когда он лишился этой своей привязанности, то оказалось, что вне работы – внутри человека почти ничего нет, т.е. есть большая пустота. Если бы человек вовремя распознал суть проблемы, и вкладывал часть своей души в развитие своего внутреннего мира (не связанного с работой), то и потеря объекта привязанности – не была бы столь драматичной. Более того, вовремя развитые внутренние силы помогли бы найти человеку новую область реализации.

2. Еще один важнейший аспект рабства с точки зрения Торы –наш «внутренний хозяин» - стремится навязать нам жизнь в рамках ИНЕРЦИИ. Называется на иврите этот «хозяин» Ецер а-Ра.
Противоположно инерции – сила развития.
Чтобы выйти из этого рабства и начать эффективное развитие необходимо:
А) узнать природу (и «уловки») механизма инерции.
Б) проявить свою волю и свободу выбора – чтобы не подчиняться механизму инерции.
В) научиться правильно использовать инструмент заповедей, данных нам Вс-вышним для выхода из рабства инерции на свободу развития.
Разберем самые важные особенности механизма инерции.
Инерция (как сила физики) – проявляется в двух вариантах: неподвижность и движение по инерции.
Эти два варианта проявляются в человеке как:
Сила лени – нежелание что-либо делать вообще (в том числе в плане своего духовного развития) и
Сила страсти – которая влечет человека к объекту страсти и не «пускает» человека сделать ВЫБОР в направлении духовного развития.
Очень важно знать этот сценарий, т.к. многие люди – вырвавшись из ловушки первой силы попадают в ловушку силы второй.
В Америке - человеку предлагается неограниченный простор для развития. Но т.к. у обычного человека материальные ценности доминирует, то такой человек начинает вкладывать все свои усилия в развитие своего бизнеса. Символ этого в Торе – Вавилонская башня, а символ развития – лестница Якова.
В чем здесь происки ецер а-ра? Когда человек фокусируется на материальном, подстегиваемый общепринятой системой ценностей, он вкладывает в это ВСЕ свои силы. И, хотя никто извне не запрещает ему никаких духовных действий, он сам уже не оставляет себе сил для этого. Увлеченный гонкой за прибылью, он приходит домой, и обессиленный, приземляется напротив телеэкрана, где не надо думать, а можно «убить» остаток дня, оправдываясь тем, что – устал на работе.
Еще один важный пример - схема инерции поджидает человека начавшего тшуву (возвращение к еврейству). Человек может, «втянувшись», начать выполнять заповеди по инерции (по привычке) и в результате остаться в руках ецер а-ра.
Самый эффективный инструмент против этих 2 сил – 2 категории заповедей – позитивные и негативные.
Заповеди позитивные (учеба Торы, цдака, молитва и др) – помогают человеку бороться с духовной «неподвижностью», мобилизуют его духовное развитие.
А заповеди негативные (Шабатние запреты, ограничения семейных отношений) помогают выйти из ловушки инертного движения, управляемого страстями.
Итак, знание – половина успеха на пути из рабства к свободе, а дальше – выбор в наших руках.

====
P.S. (не для газеты)
интересно, что эти 2 аспекта рабства реализовались в двух противоположных примерах из жизни эммигрантов.
а) те, кто не вписались - и решили, что все потеряли;
б) те, кто вписались - но настолько увлеклись, что остались в духовном плане на том же месте.

как не попасть в одну из этих двух ловушек - пользуйтесь еврейским искусством жизни.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment