meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Category:

ВЗРОСЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ЕВРЕЕВ.

(статья в газету "Еврейский Мир")
Говорит каббала, что отношение Б-га и еврейского народа можно сравнить с отношениями родителя и ребенка. Благодаря сравнению – мы можем знакомые нам идеи из одной системы спроецировать на другую и глубже понять обе системы.
Разберем глубинный смысл роли родителя в семье, и роли Б-га в мире.
Воспитание – это парадоксальное сочетание двух переплетающихся процессов.
Первое – родитель должен своим авторитетом влиять на ребенка.
Второе – родитель должен передать ребенку мудрость жизни.
Посмотрим на процесс в динамике.
1.По мере взросления ребенка увеличивается дистанция между отцом и сыном, уменьшается возможность авторитетного давления на ребенка. Этот процесс – естественный.
2. Мудрый родитель постепенно передает ребенку знания о жизни.
При этом пока ребенок маленький – родитель может заставить (влияние) ребенка следовать родительской мудрости.
В жизни ребенка периодически происходят кризисные этапы (переходные возраста – 1,3,7,13 лет) при которых природа ребенка «объявляет» о своем дистанцировании от родителя.
И вот в этот ключевой момент могут произойти три варианта.

А) ребенок так и не проникся той мудростью, которую дал родитель. Такой ребенок увеличившуюся дистанцию воспримет как возможность вырваться на свободу – и он «выбрасывает из головы» родительские заветы.
Б) ребенок уже воспринял всерьез родительскую мудрость. Тогда – он будет продолжать жить, согласно этй мудрости. Но что, если раньше он это делал под давлением авторитета родителя, то сейчас он это делает по своей свободной воле. Т.е. его заслуга в следовании мудрости родителя – гораздо выше, чем когда он делал это «из-под палки».
В) и наконец, третья группа. Они также как и вторые по свободной воле следуют мурости родителя. Но они еще и умеют оценить связь с родителем. И поэтому, они регулярно радуют своими визитами родителей, действительно чувствуя важность связи поколений.
Итак, идеальный повзрослевший ребенок – тот, который добровольно следует мудрости отца (живя вдали от него) и который добровольно периодически возвращается к нему.
А теперь перенесем эту схему на историю отношений евреев и Б-га.
На горе Синай евреи почувствовали присутствие Б-га максимально.
После создания Тельца произошло первое отдаление. Непосредственно почувствовать Б-га можно было в Мишкане и потом в Храме.
Следующее отдаление между Б-гом и людьми – разрушение Первого Храма.
Далее, происходило еще несколько этапов отдаления.
Как воспринимали это отдаление евреи?
А) несознательные евреи (как глупые дети) бросали Тору и бежали ассимилироваться. Классический сюжет – Ханука. Многие евреи хотели жить как греки.
Последний сюжет – ассимиляция евреев за последние полтора века.
Б) Сознательные евреи – понимают, что теперь когда Вс-вышний меньше давит своим авторитетом на человека – продолжение соблюдения Торы является большей заслугой, потому что реализуется это через свободу выбора.
В) И, наконец, кто такие третьи? Близость к Вс-вышнему называется на иврите – ДВЕКУТ (прилепленность). Каббалистические техники позволяют достичь состояния ДВЕКУТ – близости к Вс-вышнему и получать от этой близости очень мощные духовные переживания.
Приложение этой схемы к Шабату.
р.Лурия – потомок Аризаля пишет в своей книге «Живая Каббала» следующее.
Каждый раз когда Вс-вышний отдаляется от евреев, он спускает в мир знание того, как достичь двекута при увеличившейся дистанции.
После разрушения Второго Храма – пришла книга «Зоhар». Потом - каббала Аризаля. Потом - каббала хасидизма.
Сейчас в связи с очередным отдалением (приведшим к ассимиляции многих евреев) формируются новые знания о двекуте. Слабые и зачастую искаженные отблески этого знания известны через различные техники медитации и другие модные течения, озвученные дальневосточными знатоками.
Но подлинное знание находится в еврейском мире.
Итак, Вс-вышний, как хороший Отец, уменьшая давление на мир, дает людям шанс повзрослеть. А за нами выбор – или уподобиться глупому подростку, желающему напрочь убежать от мира духовных возможностей, или выбрать Истину, реализуя увеличившуюся Свободу Выбора, или вдобавок еще и освоить возможность прямой связи (двекут) со Вс-вышним. Этим мы полностью реализуем свой потенциал и наполним жизнь счастьем и смыслом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments