meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

Три уровня понимания Торы.

Статья для газеты "Еврейский Мир"
Одной из самых увлекательных частей еврейской традиции является изучение комментариев на Тору. Человеку не знакомому с иудаизмом непросто понять, что обозначает этот «жанр». Более того, существовало много попыток «оторвать» Тору от комментариев, лишив ее этим жизни. И, кстати, одной из причин ассимиляции в Америке было то, что еврейских детей учили «оскопленной» Торе без наиболее важных комментариев, чем отбили у них интерес не только к Торе, но и к еврейству (которое у них стало ассоциировалться с чем-то скучным и старомодным).
Комментарии на Тору удобно разделить на три категории - исторические, психологические и мистические.
Исторические комментарии – рассматривают Тору как текст, описывающий реальные события в материальном (внешнем) мире.
Такой комментарий позволяет вникнуть в детали того, как происходили события.
Он раскрывает для нас Тору, как историю.
Психологические комментарии Торы – фокусируется на внутренних переживаниях персонажей в каждом из сюжетов Торы.
Этот уровень комментариев – один из самых важных для читателя.
Дело в том, что в этом случае – внешний сюжет Торы является ключом и возможностью изучить внутренний мир персонажей, участвующих в событии.
Говорят наши мудрецы, что психологическая природа человека не изменилась со времен сотворения мира. Поэтому те чувства, мотивы и стремления, которые испытывали персонажи Торы – абсолютно современны каждому поколению. И в данном случае – сюжет Торы, это – ситуация, организованная так, чтобы мы могли изучить свой психологический мир, познать себя. Интересно, что самые знаменитые психологи ХХ века (Фрейд, Выготский, Франкл, Маслоу и др.) были евреями.
И, наконец, мистический комментарий Торы – это описание духовных процессов, стоящих в основе нашего мира. При этом – и живые персонажи Торы, и неживые (Посох Моше, Змей, Плод в Райском Саду, колодцы и т.д.) являются символами, описывающими «высшие реальности».
Приведем пример трех уровней комментирования текста Торы.
Есть в Торе знаменитая история о том, как наш Праотец Яаков – впервые увидев свою будущую жену Рахель – совершил уникальный поступок. Он сам отодвинул с устья колодца огромный камень, который обычно могли сдвинуть с места только целая группа пастухов.
Исторический комментарий – объяснит нам, как ценилась вода в пустыне, как пастухи, не доверяя друг другу, регулировали доступ к воде, закрывая колодцы камнями.
Психологический комментарий – объяснит нам – какие чувства испытывает человек, когда впервые встречает свою будущую жену – какие внутренние силы в нем пробуждаются. И как он может узнать свой настоящий потенциал в этот момент. И какие еще ситуации могут дать нам доступ к своим скрытым ресурсам.
Мистический комментарий – расскажет нам, что колодец и камень – это еще и символы. Колодец (канал доступа к воде) – символ духовных сил, оживляющих этот мир. Камень на устье колодца – силы инерции, блокирующие доступ к жизненной энергии. Красота Рахели – красота Торы. Встретившись с Рахелью (познав красоту Торы), Яаков (человек) приобретает силы преодолеть инерцию и разблокировать свои внутренние ресурсы.
Эти уровни комментариев переплетаются между собой. Более того, каждый сюжет – содержит в себе несколько схем на всех уровнях. Поэтому, евреи каждый год возвращаются к одному и тому же тексту – добавляя все новые грани познания мира и себя.
Очень важно осознать – в современном мире человек подвергается все большим писхологическим нагрузкам, как на работе, так и в семье. И умение разбираться в своем внутреннем мире с помощью Торы – ключ к преодолению конфликтов и совершенствованию себя.
Мистический комментарий – лежит в основе популярности каббалы. Однако те, кто пытаются оторвать каббалу от Торы – получают очень усеченную, «плоскую» и безжизненную версию.
Что еще более интересно – что добавляя исторический комментарий к тексту – мы можем потом уже к этому комментарию выстроить еще более глубокие психологические и мистические надстройки. Так, один из самых знаменитых каббалистов – Маараль из Праги, писал комментарий «Гур Арье» на Тору, опираясь на «исторический» комментарий к Торе, созданный великим Раши.
Итак, параллельно изучая все три уровня Торы – человек одовременно получает доступ к истории своего народа, к собственному внутреннему миру и к мистическим тайнам бытия.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments