meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

Творчество и дисциплина - две крайности и еврейская золотая середина.

Статья для газеты "Еврейский Мир"
Еврейская мудрость позволяет анализировать не только внутриеврейские процессы, она может дать глубинное понимание общемировых процессов и конфликтов.
После развала Союза – главным противостоянием в мире стал конфликт Христианского Запада с Мусульманским Востоком.
Для того, чтобы наша жизнь проходила осмысленно – мы должны сочетать два ключевых фактора – креативность (творчество) и дисциплину. Креативность – умение порождать новое, дисциплина – умение находиться в правильных рамках.
Дисциплина в иудаизме выстраивается с помощью запретительных заповедей – ограничивающих безопасное пространство для развития, чтобы человек не отвлекался на многочисленные нездоровые искушения.
Креативность развивается с помощью позитивных заповедей. В частности, с помощью правильного изучения Торы и Талмуда, и особенно в воспитании детей.
Еврейский подход - сбалансирован, но мы должны понимать и то, что происходит при отклонениях от идеала.
Две другие современные цивилизации выбрали путь двух крайностей.
Христианство – зародившееся на отрицании заповедей иудаизма, наивно посчитало, что человек – достаточно силен, чтобы самому устоять против искушений внешнего мира.
В результате христианство расслоилось на монашескую верхушку – которая «сбежала» от соблазнов за высокие стены монастырей, и остальные массы – оставшиеся безоружными наедине с соблазнами мира.
В современном западном обществе – успешно выросла креативность.
Запад изобрел новые блага цивилизации, украсив нашу жизнь всевозможными плодами креативной мысли.
При этом – с одной стороны, мысль творит новые изобретения, а с другой стороны, отсутствие дисциплины дает свободу самым сомнительным идеям (типа гей-парадов).
Мусульмане сделали противоположный выбор.
Осознав «греховность» человеческой природы – мусульмане облачили всех своих женщин в паранджи, построили высокие ограничительные «заборы» фундаменталистского общества.
В результате они получили два феномена – противоположных Западным.
Во-первых, полное отсутствие креативности. Если Дальний Восток соревнуется с Западом во внедрении научных достижений – то Ближний Восток – уныло-выжженое пространство.
У Ближневосточной цивилизации два сценария – хижина бедного араба, который в XXI веке живет в условиях средневековья – и с черной завистью глядит на соседей-израильтян, готовый продаться в шахиды по принципу русской революции («пролетарию нечего терять кроме своих цепей»).
Вторая альтернатива – нефтедоллары. Хозяева «краника» – (верхушка Саудовской Аравии, Кувейта и др.) просто покупают блага Запада, не «напрягаясь» в создании своего.
Итак, креативность – была задавлена на корню.
С другой стороны, Ближневосточный фундаментализм внедрил систему семейной дисциплины – за счет жестких традиций меча и паранджи.
Итак, Запад – имеет развитую креативность при слабости дисциплины.
Ближний Восток – имеет задавленную креативность и чрезмерные дисциплинарные рамки.
Запад - высвободил все что надо и не надо, Восток – придавил все что надо и не надо.
В результате – эти два полюса – настаивая на своих ценностях, всегда будут друг для друга враждебными оппонентами, которым почти невозможно найти общий язык.
Вернемся к еврейской системе ценностей.
Наша система – изначально построена на поощрении креативности, но в рамках дисциплины. Наши Заповеди – задают выверенный баланс, и создают оптимальные условия для творчества.
Система мицвот-ограничений – фокусирует мужчину в рамки семьи.
Еврей, освоивший эти рамки, не будет «отклоняться» на чужих женщин, но при этом он осознает наличие соответствующего животного стремления. Мы не пускаем ситуацию на самотек, как на Западе, но и не закутываем жен в паранджу.
Уникальный путь развития еврейской креативности – происходит с помощью изучения еврейских текстов. Они фокусируют мысль человека на проблемно-конфликтных ситуациях, и при этом подводят человека к возможности самому найти неожиданное решение (или новое, или такое, которое предложили великие мудрецы прошлых поколений).
Еще один полигон для еврейской креативности - искусство воспитания детей.
Только сознательно относясь к своей жизни, человек избежит крайностей и сможет получить уникальный жизненный опыт.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment