meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

Конфликты в пустыне.

Статья в газету "Еврейский Мир"
Все евреи мира одновременно изучают Тору. Текст Торы разбит на недельные главы, которые читаются в течение года. В эти дни мы закончили четвертую (из пяти) книгу Торы, которая на иврите называется «Бемидбар», что в переводе означает «В пустыне». Большая часть этой книги – наполнена конфликтами. Евреи, получив Тору – сначала стоят около года под горой Синай. Потом они от нее уходят. По изначальному плану они должны направиться прямо в Землю Израиля. Но народ просит отправить сначала разведчиков, они возвращаются с сообщением, что захватить будет тяжело, люди плачут и Вс-вышний меняет свой план. Он обвиняет евреев в рабской психологии и сообщает им, что весь народ будет странствовать в Пустыне, и только через 40 лет они смогут войти в Землю Обетованную. Книга «Бемидбар» описывает избранные фрагменты этих странствий.
Если кратко охарактеризовать то, что вошло в текст этой книги – то это серия конфликтов, жалоб, противостояний.
Нам очень важно понять, почему Тора описывает именно эти события. Дело в том, что согласно еврейской мудрости, в человеке, который начинает принимать и соблюдать Тору пробуждаются различные внутренние силы. Мудрецы говорят, что в человеке скрыт потенциал, как семена в сухой земле. И чтобы семена проросли и проявились, нужно полить сухую землю водой. Тора – как вода, пробуждает наши качества – как хорошие, так и плохие. И поэтому, у человека, связанного с Торой – его психическая и эмоциональная жизнь становится более насыщенной. И наша задача – усмирять сорняки, т.е. сдерживать негативные черты характера и помогать вырасти полезным растениям, т.е. хорошим чертам характера.
Еврейский народ получив Тору, начинает обнаруживать в себе всевозможные проблемы. Текст книги «Бемидбар» - энциклопедия человеческих недостатков, иллюстрированная в лицах персонажей Торы.
В чем смысл такого построения текста? Мы должны подчеркнуть две вещи.
Во-первых, Тора – не книга о идеальных людях, она специально фокусируется на человеческих недостатках, чтобы мы могли через героев Торы – увидеть самих себя. Ведь недаром сказано: «На ошибках учатся».
И, во-вторых, Тору нужно обязательно читать с комментариями. Наши мудрецы разных поколений через анализ сюжетов Торы – формулировали важнейшие принципы и идеи работы над собой, сокрытые в этих сюжетах. Причем каждое поколение может увидеть свои особенные проблемы сквозь призму вечных сюжетов Торы.
Говорится, что два главных недостатка человека – это «гайва» и «тайва», что в переводе с иврита на русский обозначает – гордыня и страсть. При этом нет качеств однозначно плохих, главное – найти правильный баланс.
Гордыня – это желание чувствовать свою важность в жизни. Но в человеке праведном это проявляется в хороших поступков, в его мудрости, учениках, воспитанных детях. Человек поверхностный – может начать вкладывать усилия во внешние атрибуты. Дело в том, что по-настоящему важные дела делать не так просто. Поэтому, многие заменяют внутреннюю работу погоней за внешними признаками успеха. Эту тенденцию, кстати, очень сильно эксплуатирует Западная масс-медиа. Индустрия «звезд» может спровоцировать человека подменить внутреннюю работу внешними ее «эрзацами».
Страсть – это внутреннее интенсивное желание к чему-то. Если это желание направить на полезные дела – на работу над собой, на изучение мудрости, на воспитание детей, на преподавание – то это замечательно. Но, у многих людей – страсть направляется на внешние вещи – на еду, противоположный пол. Эти вещи нам важны, но в разумных пределах, чрезмерное увлечение – до добра не доводит. Кстати, и здесь – современный мир «отличился». Страсть используется рекламной индустрией, чтобы заставить человека купить побольше товаров.
Т.е. и гордыня и страсть – должны нами особенно контролироваться и направляться на правильные цели.
И мы должны понимать, что когда в обществе некие силы раздувают в нас эти качества – это делается для пользы этих сил, но не нас с вами. И мы должны не поддаваться на провокации, понимая, что именно на нас лежит ответственность за себя и особенно за наших детей, которые еще более уязвимы к соблазнам мира. И изучая Тору, мы сможем понять тонкие нюансы нашего внутреннего мира и пробудив в себе силы, научиться выращивать их в правильной пропорции.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments