meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Category:

Как общаться с Б-гом?

Статья в газету "Еврейский Мир".
Духовные процессы очень тяжело объяснять на обыденном языке. У нас нет нужных слов, чтобы адекватно донести суть процесса. Поэтому, многие духовные учения пользуются аналогиями, опирающимися на знакомый опыт.

У человека есть два основных способа влиять на реальность.
Первый простой – механический. Я подхожу к вещи и поднимаю ее или толкаю.
Эффект моего воздействия можно предсказать. Этим занимается точная наука - физика. Результат напрямую зависит от моих усилий.
Есть еще один способ влияния на реальность. Называется он - общение.
Я подхожу к человеку и говорю ему одно слово (например "Пожар") и человек стремительно убегает (или не убегает).
В чем суть примера. Во-первых, количество моих усилий может быть минимально, а эффект - очень большим.
Во-вторых, я не обращаюсь напрямую к телу человека. Я обращаюсь к его сознанию, а его сознание - уже дает команду телу.
При этом - сознание невидимо, но результат его работы - виден. И сознание - играет ключевую роль в общении.
И в-третьих, чем более развит собеседник, тем более непредсказуем результат. Так, говоря своей собаке "фас", я активирую выдрессированную часть ее сознания. С человеком – гораздо сложнее.
Самый забавный эффект непредсказуемости реакции был продемонстрирован на финале чемпионата мира по футболу, когда фраза - сказанная Зидану вызвала много неожиданных последствий.
Итак, три фактора: невидимость командного «органа», слабый сигнал – (возможный) мощный отклик, и непредсказуемость результата.
Далее, допустим я хочу попросить о чем-то.
Если я умею искренне поблагодарить за то, что человек сделал мне раньше - он с большим удовольствием сделает мне новую услугу. А если я воспринимаю его доброту, как будто она сделалась "автоматически" - у человека будет меньше мотивации сделать нам новое добро.
Итак, подведем черту под моделью и вступим в уникальную зону - объясним, что такое - общаться с Б-гом.
Есть две модели мира. Первая - мир это набор разрозненных слепых сил, с которыми я взаимодействую по мере своих возможностей.
Вторая - мир это живое "существо". И видимый мир - это "тело" этого существа. А Б-г - это сознание мира.
Говорит еврейская мудрость, что мы можем общаться с миром не только по законам физики, но и по законам коммуникации, обращаясь к его «сознанию».
Это звучит странно для светского человека, но главное - что это работает!
Говорят мудрецы, что наша жизнь - это диалог с Б-гом. При этом наши реплики - это наши дела и наши молитвы. А реплики Б-га по отношению к нам - это то, что происходит с нами в этом мире.
При этом понятно, почему этим "жанром" не интересуется наука, ведь реплики Вс-вышнего непредсказуемы, следовательно их нельзя изучать как регулярные процессы.
Кстати, когда мы хотим предсказуемости - это не коммуникация, а манипуляция. И можно пытаться манипулировать сверху вниз (например дрессируя собаку), но нельзя пытаться манипулировать снизу-вверх (пытаясь "заставить" Б-га делать что-то).
Можем ли мы претендовать, что Б-г обращает на нас внимание? Говорит каббала, что есть три уровня взаимодействия с Б-гом: раб (работник) - сын - супруг (компаньон-партнер).
И чем выше человек духовно, тем ближе он к уровню партнера, которому Б-г отвечает самым заметным образом. Недаром, многие ходят к еврейским цадикам, которые могут своей молитвой "убедительно попросить" Вс-вышнего.
Ответ Б-га (событие, произошедшее с нами) мы не всегда можем правильно истолковать. Научиться этому - еще одна задача, которой учит еврейская мудрость.
В эффективном общении-молитве важно три фактора. Во-первых, наша концентрация на процессе. Чем меньше наши мысли отвлекаются от процесса на посторонние отвлечения, тем сильнее «послание» (поэтому в синагогах женщины отделены от мужчин занавеской).
Во-вторых, искренность. Ведь Б-г не только слышит наши слова, но и воспринимает все наши чувства.
И если человека можно обмануть, театрально «сыграв» общение, то Б-гу важнее адекватное внутреннее состояние «собеседника».
И, в-третьих, умение быть искренне признательным (appreciate), усиливает эфект просьбы.
У обычного человека – неразвитость этих процессов не дает должного эффекта в молитве.
Но обучаясь этому, мы постепенно сможем подняться на качественно новый уровень. И вместо «борьбы» с трудностями наша жизнь превратится в диалог с любящим нас Хозяином Мира.
Tags: молитва, статья в газету "Еврейский Мир"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments