meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

Форма - для содержания.

Заповедь Торы - форма. Наши чувства, связанные с выполнением заповеди - содержание.
Одна из целей в жизни человека – развивать свой внутренний чувственный мир, делая его более зрелым. Но чувства не появляются просто так, они возникают в результате действий, которые нам небезразличны. Говоря языком метафоры: действие – сосуд, чувства – то, чем мы можем его наполнить.

Важнейшие формы – слова, определяющие наше отношение. Они активируют наше сознание.
Самые потенциально насыщенные слова - которые при этом наиболее атрофированы у обыденного человека - понятия - ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ (appreciation). Признательность включает в себя благодарность + понимание сути (умение пользоваться) полученным.

Слова признательности - вызывают наибольшее сопротивление со стороны нашего внутреннего «встроенного оппонента». Т.е. столкнувшись с этим понятием, человек не хочет его «активировать». Это позволяет использовать оппонента в качестве тренажера. Преодолевая естественное нежелание быть признательным, мы развиваем внутреннюю силу.
Кстати, природа нежелания быть признательным также имеет свое здоровое начало. Человек хочет чувствовать себя независимым, и поэтому, когда он получает что-то от другого - он может начать инстинктивно саботировать признательность и начать "опускать" в своем подсознании благодетеля.
Поэтому, сильные люди - стремятся не получать подарки.
У этого есть два позитивных элемента развития.
а) мы хотим заслужить или заработать вместо получения подарка.
б) мы обычно готовы принять подарки от близкого человека.
В этом случае - сам подарок является связующим звеном в цепи.
При этом тоже существует два варианта.
- Подарок от родителей - есть проблема детского (незрелого) восприятия - мы считаем, что родители изначально обязаны о нас заботиться. И подарок от родителя - обесценивается идеей, что мне это итак положено. Чем активнее я избавляюсь от подхода "мне это итак положено", тем взрослее я становлюсь.
- Подарок от любимого человека. Здесь подарок приобретает наиболее правильный статус. Подарок становится "якорем", с помощью которого я активирую в себе чувство близости с любимым человеком. Подарок – «посол»=послание – связующая нить.

Теперь сведем вместе все факторы.
Произнося слова благодарности Вс-вышнему - мы сталкиваемся в том или ином сочетании с несколькими вызовами (challenge):
- пытаемся проигнорировать саму идею (проскочить слова) - простой саботаж;
- пытаемся возмутиться (нежелание считать себя обязанным кому-то) - саботаж слишком самостоятельного;
- пытаемся воспринять дар как само собой разумеющееся - саботаж ребенка.
Интересно, что в нас все три фактора могут активироваться совместно, не мешая друг другу.
Правильный подход - активировать модель "близость супругов" = равноценных партнеров. И с помощью этой модели мы можем, произнося слова признательности, начать чувствовать в себе нужную эмоцию.
Кстати, если человек сам никогда не любил по-настоящему - ему очень тяжело активировать это чувство - он с ним не знаком в деле.
Именно поэтому, в нашей традиции неженатый человек не считается полноценным человеком. Его жизненный опыт не содержит наиболее важных ощущений, которые можно применить в духовной практике.
А какие полезные результаты от описанной практики человек может получить?
Человек состоит из видимого тела и невидимого сознания, которое управляет телом. Согласно еврейскому мировоззрению – окружающий нас видимый мир – как тело, у которого есть невидимое управляющее сознание – которое мы называем Б-гом. И произнося в молитве слова признательности Б-гу – мы связываем свое сознание с сознанием мира чувством признатекльности. И не просто связываем – а формируем внутреннее отношение самого человека к окружающему миру.
И это отношение – сформированное в результате молитвы - будет ретранслироваться в окружающий мир и "программировать" реакцию окружающих, которые на подсознательном уровне будут чувствовать это состояние человека. Т.е. человек, активировавший с помощью молитвы любовь к Б-гу (и ко всему миру) - в результате получит взаимность - в виде подобного отношения к себе окружающих людей, которые "отзеркаливают" человеку сформированное им внутреннее отношение.
И такой человек действительно в конце концов почувствует себя живущем в мире, который искренне и взаимно нас любит.
Tags: Тора и психология, статья в газету "Еврейский Мир"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments