meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

Разделяй и соединяй, или свой вход.

статья в газету "Еврейский Мир"
Одной из популярных тем для шуток о евреях является наша любовь к спорам. Как говорится: «Два еврея – три мнения».
Учит каббала, что в каждом явлении есть важное позитивное ядро и вредная негативная шелуха.
Спор ради спора – он же «Еврейский базар» - может убить время и желание.
А что же в позитиве?
Рассмотрим один из споров, возникший в еврейском народе в начале ХХ века.
Две очень интересные ешивы задавали тон в еврейской этической мысли – ешива в Новардоке и ешива в Слободке.
Главным словом (на идише) в Новардоке было слово «гурништ» - ничто. Целью ешивы было отучить человека от чрезмерной гордыни. «Я – ничто» - обозначает, что каким бы я великим не был, я не должен слишком гордиться этим. Гордыня – тормоз духовного роста.
Главной фразой (на иврите) в Слободке была фраза «Гадлут Адам» - величие человека. Сказано в Торе – «Человек создан по образу и подобию Б-га». Это означает, что если мы будем думать о себе как о «человеке маленьком» - мы ничего не добьемся. Ставя великие цели, КАЖДЫЙ человек может в течение жизни подняться на очень высокую ступень.
Теперь сравним подходы этих двух великих ешив.
Новардок боролся с «манией величия». Когда человек понимает, что сколько бы он ни сделал, это «ничто» по сравнению с тем, что он еще может достичь – это помогает ему не застаиваться на месте.
Слободка боролась с «комплексом маленького человека». Ставя великие цели, мы можем стать великими.
Мы видим, что фокус внимания этих двух ешив был направлен в противоположные стороны.
Для разных людей важным будет один из двух подходов. Людям с высоким самомнением – нужно бороться с гордыней. Людям чересчур застенчивым – бороться с недоверием к себе.
Т.е. для разных людей нужно фокусироваться на разных аспектах личности. И наличие ешив с разными подходами – дает возможность человеку выбрать путь для себя.
И в этом одна из причин «спора» ешив – дать человеку выбор пути, согласно своему характеру.
А теперь копнем глубже – на самом деле каждый человек находится между обеими полюсами проблемы.
Сказал великий мудрец: у человека должны лежать в двух карманах две записки: одна – «Мир создан для меня», другая – «Я прах и червь». И когда мы попадаем в один из экстримов – доставать нужную записку и напоминать себе нужную истину.
Т.е. мы видим, что несмотря на наличие двух ешив с двумя подходами, всем нам в-общем нужно использовать оба пути.
Но... мы должны разделять эти ситуации в своем сознании.
Говорит кабалистическая книга «Зоhар»: путь истины – сначала разделять (т.е. понимать различия), а потом соединять (в себе).
Путь лжи: Сначала соединять (т.е. все смешать в кучу), а потом разделять (т.е. устраивать междуусобицы).
И споры на интеллектуальном уровне помогают нашему развитию именно тем, что мы четко видим РАЗНЫЕ аспекты реальности. И для каждого аспекта существуют свои принципы работы.
А разобравшись в различных направлениях, мы уже можем свести все это вместе – и для каждого конкретного случая.
У каждого человека есть свои предпочтения в жизни. Кто-то любит науку, кто-то искусство, а кто-то умение общаться.
Еврейская мудрость имеет разные «входы» для разных интересов.
Очень плохо, если человек попадет в иудаизм не со «своего» входа.
Рассказывали, что поэт Бялик пытался учиться в очень интеллектуальной ешиве, а один будущий известный ученый физик – в Хасидской ешиве. Оба они чувствовали неудовлетворение учебой, и ушли из иудаизма в светский мир. Если бы они «поменялись» местами в ешивах, они бы прожили еще более счастливую жизнь, в которой Тора помогала им развивать их интересы.
Как решить эту проблему? В общине есть раввин-мудрец-учитель. Это в первую очередь человек, который чувствует и понимает особенности людей. И для каждого пришедшего – он может понять его суть и подобрать правильный «вход в еврейскую мудрость».
Если Вам, дорогой читатель, наша традиция кажется скучной и несовременной – значит Вы попали в нее через «чужой вход». Приходите в наш центр JCBB, и мы с удовольствием «вручим» Вам «ключи» от Вашего входа.
«Свой вход» означает две вещи. Во-первых, Вам станет очень интересно изучать еврейскую мудрость. А во-вторых, Вам станет интереснее и счастливее жить, применяя эту мудрость для развития СВОИХ способностей и СВОЕГО характера.
Tags: Тора и психология, систематизация, статья в газету "Еврейский Мир"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments