meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Category:

Работа со словами (и между слов) во время молитв и благословений.

Человек всегда находится в узкой полосе между стоянием на месте и летением в пропасть.
(Весь мир – очень узкий мост – р.Нахман)
Когда мы читаем текст молитвы, сначала в нас возникает сопротивление и мы стоим на месте.
Когда мы наконец осваиваем текст молитвы или благословения, он попадает в противоположную ловушку – автоматизм привычки.
И как только мы начинаем читать текст, при отсутствии контроля мы тут же улетаем в пропасть под девизом: «скорее закончить и убежать».
И чем чаще мы читаем текст, тем «колея» становится накатаннее и скорость падения больше.
Этот механизм – вторая часть силы инерции (первая – стоять на месте, вторая – мчаться).
И здесь в наших руках сильнейшая духовная психо-технология.
Любой текст состоит из слов (Дварим=слово и вещь).
Инерция склеивает все слова в слитный туннель, из которого нам очень тяжело вырваться.
Но... вызов брошен, задача ясна.
Делая паузу между словами, мы каждое усилие превращаем в духовную работу.
При этом: остановившись после каждого слова мы рискуем впасть в противоположный полюс – застрять. Поэтому, чтение молитвы это постоянный разгон и торможение.

И, наконец, само слово. У нас есть два «участка» для осмысления слова.
1.Пока мы его произносим. Мы можем-должны прочувствовать его. При желании мы можем растягивать все гласные (огласовки) этого слова. Как это принято в Шма в слове Эха-а-а-а-а-а-д.
2.В паузе после слова можно также включать интересные механизмы. Но это сложнее. С тишиной работать – это самый высший пилотаж. Поэтому, сами паузы между словами могут быть даже совсем минимальными.
Остановились, зафиксировали паузу и стартовали дальше.
В-общем, растягивать гласные (в разумных пределах) наиболее оптимальная процедура.

И, наконец, можно переходить к значениям слов.
Мои учителя в свое время учили меня, что самая сильная кавана при работе со словами – просто представлять их прямое значение. Но здесь есть много вариантов развития.

И еще одна вещь.
Две главнейшие вещи при работе с нашим сознанием – это его устойчивость и острота-концентрация.
Устойчивость – противоположна проискам «вихрей враждебных» - от ецер а-ра, выводящих нас из равновесия и отвлекающих всем, что в голову «засосало насосом». Отключить этот насос – первая задача.
Острота-концентрация противоположна отключенности-хаосу-и др.
В идеале – каждое слово молитвы мы можем воспринимать с максимальной остротой. Но для начала можно выбрать вехи – хотя бы часть слов, выделив их для спец.работы.

Еще одна вещь. Впав в колею паттерна, мы можем заметить, что мы уже катимся в пропасть - находясь в середине пути. Это тоже неплохо, лучше позже, чем...
Но идеал – включиться с первым словом.
Слово «Барух» - должно стать первой вехой на пути. Можете установить возле этого слова "пограничников", которые будут спрашивать: «Стой! Кто идет (бежит)?» И Вы отвечаете: «Уже никто никуда не бежит!» :) Враг не пройдет.
Но здесь важно не остановиться в ступоре. Что очень вероятно для начинающего. А зафиксировать остановку и пойти дальше.
От слова к слову. И к делу – работе – авода – которая и есть молитва.
Tags: молитва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments