meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

13 лет и свобода выбора

В 13 лет ребенок сталкивается с ключевым возрастным кризисом.

Новая реальность - отличающая ребенка от взрослого, необходимость самому принимать жизненно важные решения.
То - что называется свободой выбора.

И организм, взорванный игрой гормонов, ищет возможность реализации этого принципиального процесса.

Но... не осознавая природы происходящего - подросток не создает новые ситуации в которых принципиален выбор, а идет по легкому пути - в привычных ситуациях - просто принимает ("новые") решения, которые отличаются от решений родителей.

Классическая ситуация новой идеи, которая стремится доказать свое право на жизнь своим ДЕМОНСТРАТИВНЫМ разрывом со старым.

Похожим путем пошло в некоторых случаях христианство, тяготясь своей связью с иудаизмом. Так, если евреи принципиально молились в головном уборе, то христиане ввели противоположное правило - снятие шапок в церкви. Если у евреев был святой день - суббота, то христиане перенесли его на воскресенье. Кстати, есть некоторые христианские секты (кажется, субботники и адвентисты), которые именно этот слабосознательный подход отвергли и почитают именно субботу.

Так вот - у такого поведения (как бы свободного) есть, с одной стороны, разумная мотивация - научиться свободе, и есть, с другой стороны, глупейшая реализация - не искать своих путей, а просто "упасть на хвост предкам" - и "переворачивать" их способ поведения и принятия решения.

Слегка поразмыслив, мы поймем, что это путь в никуда, который ничему не учит, а только разрушает "старый мир до основанья, а зачем?" - как любая революция с девизом "Хоч гірше, аби інше!" (пусть худшее - зато другое!)

На самом деле ключ к разрешению ситуации лежит в другой плоскости.

Неотъемлемой частью свободы выбора является - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Поэтому, любое (особенно нестандартное и неожиданное) решение должно быть продумано с точки зрения последствий. И этому необходимо учить человека с детства.

Кстати, гениальным тренажером и в этой области является Талмуд с его разбором случаев и спорами мудрецов.

И опытные родители должны периодически сами предлагать ребенку как анализ чужих ситуаций, так и попытку предложения своих решений как в житейских ситуациях, так и в вымышленных "учебных".

Тогда ребенок, прийдя к возрасту Бар-Мицвы, сможет вместо пути свободы как анархии пойти по пути свободы как действительно осознанной необходимости.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments