meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Category:

Иудаизм и психология — 100 лет вместе.

В моих текстах о еврейском пути часто используются психологические подходы.
Некоторых читателей это привлекает, но некоторые иногда раздражаются.
Они говорят, «Я не психолог, зачем мне усложнять жизнь «чужим» опытом и «удлинять» путь к Б-гу, «проходя» на пути к Нему через лишнее знание?».
Есть парадоксальная притча-вопрос: «Что ближе — короткий-длинный путь или длинный-короткий путь?»

Человек, пытающийся идти «коротким путем», но вслепую и напролом - может всерьез застрять на этом «коротком» пути. Человек выбравший длинный путь изучения реальности — может потом быстро пройти по изученному им пути и дойти до цели. А шедший коротким путем — так и не преодолеет свои преграды.
Постараемся разобраться — что же такое психология и может ли она помочь духовности.
У каждого из нас есть внутренний мир. Но говоря более точно, у каждого есть «нижний внутренний мир» (с которым работает психология) и есть «верхний внутренний мир» (о котором говорит духовность).
Образно говоря, «Верхний Мир» - это «Храм», а «нижний мир» - включает в себя «дорогу к Храму».
Но в «нижнем мире» есть не только «дорога к Храму» в нем содержатся аспекты самых разных наших проявлений и проблем — отношения в семье, самореализация, вопросы убеждений, жизненные установки и многое другое.
Когда Б-г говорит Аврааму «Лех Леха» - «уходи из страны своей, земли своей, дома отца своего — в землю которую я тебе покажу» - это можно интерпретировать также как - «высвободись от психологических установок, навязанных страной, местом, семьей» и «приди в духовный мир, в котором произойдет «встреча» с Б-гом».
До появления психологии как науки — у людей не было «карты» нижнего внутреннего мира.
Человек не понимал, что происходит внутри него.
Но — как объясняет иудаизм, в человеке есть внутренний оппонент (который называют ецер а-ра), который ориентируется (в отличие от нас) в нижнем внутреннем мире. И в противостоянии не знающего карты (то есть нас) и знающего карту (наш внутренний оппонент) мы были обречены проигрывать «сражения» на «поле битв» нашего нижнего внутреннего мира.
Наука психология помогает нам осваивать нижний внутренний мир, «рисуя» все более точную его карту и придумывая способы «передвижения» по этому миру.
В процессе развития психологии возникли и опасности.
Простые люди часто игнорировали возможность узнать о своей «внутренней карте».
Но профессионалы в политике и рекламе — вооружились этими знаниями и создали мощные системы манипуляции, с помощью которых политики и рекламщики стали манипулировать простыми людьми.
Как результат — создание двух «империй зла» (Гитлер и Сталин), мировые войны, а в мирной жизни простые люди усиленно покупают ненужные им, но навязанные рекламой вещи и голосуют за тех, кто умело навязывает им мнение, пользуясь психологическими знаниями.
Когда человек осваивает знание о своем нижнем внутреннем мире, он постепенно становится хозяином этого мира. И тогда в этом мире для него открываются «дороги». Но дороги куда?
И здесь мы «открываем людям» знание о «верхнем внутреннем мире» - мире духовности.
И у нас появляется не только Храм (в Верхнем Мире), но и прокладывается «дорога к Храму» - благодаря нашему пониманию психологии.
И еще один важнейший аспект.
В иудаизме — заложены аспекты психологии (даже в самой начальной фразе «Лех Леха»).
Также образ Египта — как источника несвободы (фараон — хозяин нижнего внутреннего мира, пока мы не забрали у него власть) изображает наш нижний внутренний мир.
Можно интерпретировать 10 казней, как этапы передачи власти в нашем нижнем внутреннем мире — от фараона (ецер а-ра) к нашему осознанному началу.
Вавилон и Египет — символы «нижнего внутреннего мира», Израиль — символ «верхнего внутреннего мира».
И у нашей психологической работы могут быть два аспекта.
Во-первых, сознательное освоение «классических» психологических ресурсов Торы.
Во-вторых, «вооружение» новыми современными подходами.
Сочетание «классики и современности».
И тогда «дорога к Храму» - будет нам все более доступна.

(Почему в заглавии статьи упоминается 100 лет? В 1911 году К.-Г. Юнг вышел из-под влияния З. Фрейда, создав свое направление. В отличие от анти-религиозного Фрейда, Юнг внес большой вклад в развитие конструктивных отношений между психологией и религией.)
Tags: Тора и психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments