meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Тора и мифо-сипуро-терапия — часть 3

Прочитав недавно еще несколько материалов К.-Г. Юнга о религиозном и мифологическом, стала еще более проясняться картина того — что же мы ищем.

Классический иудаизм относится к Торе — как к тексту, который можно изучать, углубляясь в его смыслы.

При этом (особенно после знакомства с современными подходами к «мифу») складывается интуитивное ощущение, что рассматривая Тору — только как текст, мы обедняем наши возможности работы с ней.

В детском возрасте — Тора может трансформироваться и в спектакль, и в какие-то другие зрительные образы и т. д.

Но — создается ощущение, что в случае работы с ребенком — дополнительные измерения Торы — появляются не со специальной целью, а только чтобы облегчить путь ребенку к пониманию текста.

Учитель понимает, что ребенок не готов работать напрямую с текстом, и дает ему некоторые игровые формы в качестве «костыля».

И считается, что когда ребенок повзрослеет, ему уже будут не нужны «вспомогательные» средства и он сможет ограничиться работой с текстом.

Идея предложить взрослому человеку работу с Торой — вне текстового формата — в классическом иудаизме не представлена...

= - = - =

В древнегреческой культуре — театральная традиция была достаточно развита. И театр играл роль не только иллюстраций к тексту. Театр — активировал серьезные переживания.

Более того, фраза Ленина про «Важнейшее из искусств — кино...» содержит «двойное дно» - в виде влияния кино — на психику... И это влияние — мы еще до конца и не освоили.

Есть кстати книга «Кино-йога...» автор Тэв Спаркс (http://ezotera.ariom.ru/2011/04/05/kinoyoga.html )

= - = - =

Выскажем гипотезу. Текст Торы — содержит гораздо больше возможностей духовного влияния на человека, чем мы можем получить только с помощью работы с Торой как с текстом.

= - = - =

Как нам подступиться к этой теме?

Первым аспектом, который мне кажется важным — является то, что система сфирот — связана с сюжетами Торы.

7 нижних сфирот — связаны с главными персонажами Торы и Танаха.

С другой стороны — 10 сфирот — являются аспектами нашей личности, позволяющими в частности ее структурировать и развивать. Также 10 сфирот — являются аспектами проявления Б-га, что позволяет через систему сфирот — установить «связь» между сфирот Б-га и сфирот человека.

= - = - =

Можно предположить, что когда мы читаем в Торе про Авраама — наше внутреннее качество хесед — каким-то образом получает влияние от этого чтения.

Но очень похоже на то, что это влияние можно сделать более осознанным и эффективным.

= - = - =
С другой стороны, если мы будем отслеживать процесс развития в современном человечестве работы с мифом, то мы увидим ценные тенденции.

Персонажи мифа — рассматриваются не только как персонажи рассказа, но и как аспекты личности. И специальные формы работы с мифом (медитации, мифодрамы, ролевые игры и др.) могут эффективно помогать нам в нашем развитии соответствующих аспектов.

= - = - =

Соединяя вместе обе части нашего наблюдения — можно высказать идею о том, что некоторые из практик, которые осваивает современный мир можно попытаться применить к работе с сюжетами Торы.

Подчеркнем, речь не идет о произвольном и бесконтрольном применении любых практик.
Сейчас речь пока идет о новых подходах.

= - = - =

Можно сформулировать это следующим мистическим образом.

Тора — это свет (на иврите - ор).
Техники — это сосуды, или инструменты (кстати, на иврите — и сосуды и инструменты обозначаются одним словом — келим).

Работа с Торой — в виде чтения текста — это классические «келим».

Осваивая новые келим — мы сможем дать свету Торы новые возможности для проявления.

= - = - =

Мы можем добавить еще несколько мистических аспектов.
Не случайно, что интерес к этой теме активируется именно в наше время.

Мы находимся в эпохе «преддверия Мошиаха».
1990-2030 годы — это особые 40 лет, в которые мир должен совершить серьезную трансформацию.

И возможно, что именно Вс-вышний в наше время через наши усилия — производит раскрытие новых сосудов, чтобы через них смог спуститься Свет, связанный с эпохой прихода Мошиаха.

И когда мы говорим о том, что в Мошиахальную эпоху раскроется «Новый Свет», то возможно, что идет речь в том числе и о новых «сосудах», которые смогут вместить этот свет...

= - = - =

Сделаем еще несколько шагов — в сторону развития этих идей.

В отличие от обычных книг, у религиозного человека есть по отношению к Торе — принципиальное «дополнение».

Есть понятие автор книги.
По отношению к Торе — эта концепция должна быть применена дважды.

а) Мы говорим, что Вс-вышний — Автор текста Торы.
Как нам сделать эту идею более «конструктивной»?

Один из принципов — в любой книге есть «смесь» вдохновения и воображения.
При этом — вдохновение — это Б-жественное участие.
Воображение — это «самодеятельность» земного автора книги.

Эту идею тоже надо развить.

Если мы считаем, что текст — может влиять на человека, то это влияние может быть не только благотворным, но и разрушительным.

И когда мы говорим, что Б-г является автором, мы подразумеваем, что «Б-жественное» является благотворным.

Это не значит, что (в отличие от Б-жественного) «человеческое» является только разрушительным, но по крайней мере — по отношению к «рукотворному» продукту — у нас нет гарантии отсутствия «злого умысла».

Подведем предварительный итог.
Б-жественность авторства текста Торы — мы можем рассматривать как некоторый аналог современного понятия «экологичный», то есть не приносящий вреда, а только пользу.

(я намеренно минимизирую рассуждения по этой теме — хотя здесь есть место для множества диссертаций).

= - = - =

Есть еще один важный аспект Б-жественного авторства Торы.

Мы можем сказать, что все сюжеты Торы — являются выражением Б-жественной воли, то есть подобно шахматам, в которых фигуры передвигает игрок, в Торе - «фигуры» персонажей - «передвигает» «Главный Игрок» - Вс-вышний.

= - = - =

Это напоминает анализ шахматной партии.
Мы не пытаемся предполагать, что думал конь или ладья, двигаясь по доске.
Мы анализируем, что имел в виду тот, кто передвигал эти фигуры.

И изучая сюжеты Торы, мы делаем это подобно тем, кто анализирует шахматную партию.

= - = - =

Далее, возникает вопрос «А зачем нам изучать Тору в таком качестве»... или на языке данной метафоры - «Зачем нам изучать шахматную партию?»

Обычный шахматист, играя может проявлять свой талант.
Иногда у сильного шахматиста есть особенно выдающиеся партии, но могут быть и «проходные» партии, не представляющие интереса.

Тора как «шахматная партия» - это не партия на турнире, но «образцово-показательная» партия, которая «игралась» специально для нас, чтобы мы извлекали из этой «партии» важные смыслы.

= - = - =

Я не случайно уделил внимание метафоре «шахматного игрока».
Дело в том, что фигуры в игре — не могут эмоционально обижаться на игрока, это — разные «слои» реальности...

И здесь я уже могу подвести к ключевому моменту, ради которого я привлек данную метафору.

В Торе есть сюжеты, где обычный читатель подвергается искушению «обижаться».

Или на Б-га, как в сюжете с Потопом, или со Сдомом, или с Египетскими казнями, или как с «Жертвоприношением» Ицхака, или как с историей про Надава и Авиу...

Или на персонажей — как, например, на Авраама — взявшего Агарь, или на Яакова — обманывающего Ицхака во время получения брахи, или на братьев, продающих Йосефа в рабство, или на Шимона и Леви, вырезающих шхемитян...

= - = - =


И мы должны очень точно работать с подобными сюжетами.

Мне видится два варианта работы с сюжетами, где потенциально может присутствовать обида.

а) Мы выстраиваем такую модель ситуации, когда Вс-вышний играет роль Абсолютного Автора и обида на Него — становится абсолютно неуместной.
Мы в-дальнейшем приведем примеры подобного подхода.
Только при таком отношении к сюжетам Торы — мы можем создать правильную «духовно-терапевтическую» практику, которая нас выведет к новым высотам, а не опустит в неправильную «зону».

б) Имеет право на существование такой способ работы с текстом, когда мы допускаем появление обиды, но не «пускаем ее на самотек», а опираясь на это чувство — совершаем какую-то специальную технику, которая приведет к эффективному результату (тикун).
Приведу пример. Возможно, что обида, включившаяся во время практики — даст нам ключ к поиску психо-травм в самом человеке. Когда человек обижается, обычно это связано с тем, что ситуация срезонировала в нем — какой-то «застарелый комплекс». Проявив его, мы можем начать с ним работать.

= - = - =
В чем разница в этих двух подходах?

В первом случае — мы работаем на «конструктивной площадке» духовного строительства.
Во втором случае — мы получаем терапевтический инструмент, который поможет нам что-то исправить в человеке...

= - = - =
Вернемся к изначальному вопросу.
Мы говорили, что 7 нижних сфирот — выражаются в Торе через главных персонажей.

Современная «духовная психотерапия» утверждает, что в человеке может одновременно находиться несколько «субличностей» (это не шизофрения, но свойство личности — создавать отдельные части внутри себя).

Можно предположить, что не только 7 главных героев (соответствующих сфирот) присутствуют «внутри» нас. Остальные персонажи — тоже являются способом описания каких-то менее главных, но тоже важных частей личности.

= - = - =

Самыми очевидными позитивными персонажами являются Праматери.
Они играют роль «ключевых партнеров» Праотцов...
«Эзер кенегдо» - так называется жена в Торе — помощник напротив.
Особенно это заметно в случае жен Авраама и Ицхака — которые играли эти роли.

= - = - =

А теперь я сформулирую особенно глубокую идею.

В Торе есть персонажи с явно подчеркнутой негативной ролью в сюжетах.

Самые «одиозные» — Змей и Фараон.
Но есть подобные персонажи «поменьше рангом» - это Лаван, Нимрод, Билам, Корах и др...

Эти персонажи не столь просты.
В них существует «двойное дно».

С одной стороны, они выглядят как наши внутренние оппоненты.

Но кроме этого, в каждом из этих персонажей есть скрытый глубинный духовный ресурс.

= - = - =

Наиболее важными являются персонажи из семьи Авраама, которые в прямом тексте Торы работают нашими оппонентами — это Ишмаэль и Эйсав.

Но — у них также есть супермощное глубинное содержание, которое также может быть выражено в рамках нашего внутреннего мира.

= - = - =

Некоторые из аспектов этих личностей «прописаны» в книге «Зоhар», а некоторые могут быть развиты через осмысление различных других источников, в частности многие хасидские авторы работали на этом «поле» (особенно продуктивной является в частности книга Альтер Ребе «Тора Ор»).

= - = - =

Будем постепенно вникать в детали — этих процессов.
Tags: Тора и психология, Торапия, архетипы Торы во внутреннем мире, глубинная психология, ецер а-ра, мифо-терапия, ресурсы Мошиаха, символизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment