Согласно календарю, мы находимся в еврейском месяце ИЯР. Его знак Зодиака — БЫК.
Как мы уже писали, два «вторых» месяца — ияр и хешван — создают множество проблем людям.
В том числе на эти месяцы приходятся пики заболеваний, связанные с резкими погодными межсезонными изменениями и стоящими за этим более глубинными (в том числе мистическими) процессами и причинами.
Бык является одним из главных символов «вредительства» («арба авот незиким» - языком Талмуда).
Бык содержит три основных типа ущерба — РОГ (бодает), КОПЫТО (топчет) и ЧЕЛЮСТИ (жует).
Топтание — происходит непреднамеренно - в процессе ходьбы.
Бодание — происходит преднамеренно, бык принимает решение «забодать». Но при этом бык от бодания не имеет прямой выгоды.
Жевание — не только преднамеренно, но и приносит выгоду. Бык не только уничтожает чужое имущество, но и «наедается» сам в результате этого процесса.
Исходя из этой схемы — мудрецы Талмуда (трактат «Бава Кама») выстраивают глубокий анализ разных видов вредительства.
БЫК является одним из АРХЕТИПОВЫХ видов ущерба.
Другие АРХЕТИПЫ ущербов — ЯМА и ОГОНЬ.
ЯМА - «стационарный» источник ущерба. ОГОНЬ — движущийся, но неодушевленный. БЫК — движущийся и живой.
ИСКРЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Мистики обращают внимание, что у «бодания, топтания и жевания» есть вторые - позитивные глубинные смыслы.
На языке каббалы говорят, что аспект вреда — это клипа, а позитивный аспект — это «искра [внутри клипы]». Или другими словами, сочетание — опасностей и возможностей.
Возможности бывают буквальные и метафорические (также и духовно-мистические).
Какие искры выделили мудрецы в аспектах быка?
Бодание — это протыкание реальности и выход «в объем» за границы «плоского» мира.
Также это может обозначать проникновение в суть изучаемого предмета.
Обычный человек - «скользит» по поверхности изучаемой темы. Рог быка — пронзает эту поверхность (поверхностность) — и позволяет «прорваться» и погрузиться вглубь.
Это также напоминает доступ к полезным ископаемым (геологическая метафора) с помощью погружения вглубь земли.
Функцией протыкания необходимо уметь управлять или направлять, чтобы она стала полезной.
С «протыканием» связано одно из названий Мошиаха.
У Тамар, родившей сыновей Йегуды — во время родов сначала «прорвалась наружу рука» младенца. Фактор руки, «пронзающей» реальность — был запечатлен в имени ребенка — ПЕРЕЦ, (в переводе протыкающий/пронзающий/взламывающий). Этот ребенок - предок Мошиаха, которого называют «бен Парци» - потомок Переца — пронзающий реальность. ( www.moshiach.ru/moshiach/do/5700.html)
Также рог на иврите — КЕРЕН и имеет второе значение - ЛУЧ. Знаменитая скульптура «рогатого Моисея» связана с путаницей в переводе, так как Тора говорит, что от лица Моше после спуска с горы Синай исходили «лучи света».
Топтание связано с тяжелым весом того, кто топчет. Вес — это АВТОРИТЕТ.
Авторитетом можно «затоптать», но авторитетность — может быть полезной.
Жевание несет в себе образ — разжевывания и ассоциируется с «тщательной» переработкой информации, которая становится в результате более понятной - «разжевать идею/правило и т.д.»
В каббале есть понятие «32 пути мудрости», которое мудрецы связывают с 32 зубами.
Приведем для полноты картины «искры» ЯМЫ и ОГНЯ.
Яма на метафорическом уровне обозначает глубину. Она позволяет создать фундамент, дающий устойчивость. Яма позволяет спрятать (в глубине) сокровище.
Огонь дает тепло и свет («Ученье - свет»). Огонь позволяет совершать «варку» (обработку) сырого материала. Свет разгоняет тьму.
Все эти качества могут быть привязаны к мудрости/знанию/информации. Еврейские сокровища мудрости — могут дать нам все эти качества.
Также эти качества связаны с личностью и характером человека.
Идеальный вариант - работа с мудростью, приводящая к развитию личности и характера.
Ярким примером такой личности и такого текста является великий мудрец Раби Шимон бар Йохай — автор мистической книги «Зоhар». Празднование его йорцайта является сутью праздника Лаг ба-Омер и кульминацией месяца ияр.