meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Category:

Многомерная Ханука

Еврейские духовные ресурсы и идеи - обладают огромным разнообразием внутренних смыслов.
Часть этих смыслов доступны и ребенку. И обычно в религиозных семьях - с этими смыслами знакомят с детства.
Но важной задачей является взросление человека при котором он познаёт глубины этих же ресурсов и идей.
В нашем сознании - каждая идея должна "взрослеть" вместе с нами. И чем глубже мы постигаем еврейские смыслы, тем интереснее становится наша жизнь, в которой взаимно отражаются еврейские ресурсы.
Любопытно, что когда у нас накапливается целая серия смыслов - они могут между собой вступать в "причудливые" взаимосвязи, создавая новые "комплексные" смыслы и даже парадоксы.
Особенно в этом смысле выразительна Ханука. В ней "сталкиваются" весьма противоположные идеи.
Самая известная парадоксальность это "макабиада" - спортивные соревнования евреев в стиле греческих Олимпийских игр, названные в честь одного из наиболее выдающихся борцов с греческой культурой - Йегудой Маккаби (он же - Макковей).
Перечислим еще несколько парадоксальных феноменов.
Масло, которое мы вспоминаем в Хануку - имеет очень сакральный смысл, связанный с тончайшими мистическими процессами.
Тем не менее при этом - чтобы увековечить аспект масла, еврейская ханукальная кухня наполняется совершенно "одиозными" супержирными и насквозь пропитанными маслом - пончиками, блинчиками, картофельными латкесами, в-общем - еврейство отдается самым "разнузданным" антидиетическим чревоугодиям.
И, наконец, третий контраст. Тот самый кувшинчик с маслом, который впоследствие горел восемь дней - был изначально спрятан (греки его не нашли) и он символизирует самые скрытые части нашей души.
И вместе с этим - сейчас мы выставляем наши ханукальные светильники на окно, чтобы их увидел весь мир. Это даже официально называется "пирсума ниса" (дословно - реклама чуда).
В нашей любимой Хануке причудливо переплетается грубое с тонким, скрытое с публичным. И наша задача - правильно выбрать нужные идеи.
Несколько слов о культурных отношениях с греками.
Мы в Хануку отвергли греческую модель духовности.
Но впоследствие еврейские мудрецы взяли "на вооружение" многие греческие научно-философские идеи - в частности Рамбам многое почерпнул из Аристотеля, а идеи эманации, разработанные Школой Платона (по мнению многих исследователей) помогли развить еврейскую мистическую концепцию сфирот. (На языке Торы - Яфет в шатрах Шема).
Посмотрим глубже - в смысловые ряды нашего праздника.
За восемь дней мы зажигаем в общей сложности 36 основных свечей (плюс 8 шамашей - вспомогательных).
Говорят каббалисты, что первый человек - Адам родился в "полдень шестого дня", успел согрешить, но из сада он был изгнан только после первого Шаббата.
Это означает, что он провел в райском Саду - 12+24=36 часов. И на мистическом уровне 36 свечей как бы излучают свет 36 часов в которые первый человек наслаждался Б-жественным Светом и близостью ко Вс-вышнему.
Ханука и Пурим - привносят в наш мир две наиболее мистические жидкости - оливковое масло и вино. При этом вино - обладает сугубо внутренним применением. А оливковое масло соединяет в себе внешнее и внутреннее.
Мы его едим и мы его зажигаем, чтобы оно дало нам свет. При этом масло также используют для смазки (чтобы убрать трение) и масло - отталкивает воду (не смешиваясь с ней).
Храм также имел глубинное значение, олицетворяя человеческие мистические качества.
Снаружи Храма был жертвенник, на котором приносили животные жертвы. Это - символ нашего животного начала, которое мы освящаем.
Внутри Храма стояли стол с хлебами, жертвенник для воскурений и светильник - менора. Стол обозначает пищу, которую мы впускаем в себя (а также информацию, которую мы как бы "пережевываем" и усваиваем). Жертвенник для воскурений обозначает утонченные мысли, которые мы освящаем.
А Менора - несет в себе символический образа света. Свет "работает" в две "стороны". Он может быть направлен "внутрь нас", помогая нам постичь (осветить) самих себя. А может быть направлен вовне, когда мы освещаем другим людям - понимание мира.
Когда мы зажигаем Ханукальные светильники, мы включаем в себе - еврейское качество быть "светом для народов".
При этом в дни Хануки окружающий мир (по контрасту) находится в зимне-темном времени года.
Желаем читателям удостоиться "Нового Света".
Subscribe

  • От блюза к свету

    Статья в газету "Еврейский Мир" Несколько лет назад я обсуждал одну проблему с одним из своих учителей. Этот человек в своем дорелигиозном прошлом…

  • Ту биШват и Райский Сад

    Семь плодов Ту биШвата — это не только материальные плоды, но и образы/символы, связанные с нашим психо-духовным ростом. Одним из главных подходов к…

  • Мистические праздники еврейского календаря

    В духовных системах есть два типа праздников. Одни из них - происходят при "фанфарах" - как во время коронации Царя. Другие - как бы "скрытые". Яркий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments