meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

Мистические праздники еврейского календаря

В духовных системах есть два типа праздников. Одни из них - происходят при "фанфарах" - как во время коронации Царя. Другие - как бы "скрытые".
Яркий пример первых - Рош а-Гана, когда мы трубим в шофар - провозглашая величие Творца мира.
Наши "окрытые" праздники/даты расположены по четырем сезонам, проявляя разные аспекты бытия.
Весной - мы имеем Песах и Шавуот, объединенные 49 днями сфират а-Омер.
Осенью - мы имеем месяц праздников - тишрей, с Грозными Днями - Рош а-Шана и Йом-Кипур и с Радостными днями - Суккот и Симхат-Тора.
Зимой - мы имеем два праздника, связанных с нашим взаимоотношением с народами мира - Ханука и Пурим.
И летом - у нас есть 2 поста - 17 тамуза и 9 ава, связанные с проблемными сюжетами (Телец и Разведчики), с разрушением Храмов, но также в глубине их - скрыты позитивные энергии, связанные с идеей Мошиаха.
Но в нашем календаре есть еще и "скрытый" слой - мистических праздников/дат, которые находятся как бы в тени - но которые содержат важные концепции и механизмы.
Интересно, что в каждом из четырех сезонов - есть (по крайней мере) по одному такому мистическому дню.
Зимний мистический день - это праздник Ту би-Шват (Новый Год Деревьев), который мы будем скоро отмечать.
Не случайно у нас фигурируют два понятия - Новый Год и деревья (или растения). Наш праздник - как и положено Новому Году - стартует глубинный цикл, который связан с символами и энергиями растительного мира, в частности и в их мистическом понимании.
Весенний мистический день - Лаг ба-Омер. В нем также есть (как минимум) две идеи - он часть дней Омера, когда приносили в Храм сноп ячменя. И он является йор-цайтом (день ухода из нашего мира) Раби Шимона бар Йохая, величайшего из мудрецов и мистиков, автора книги "Зоар".
Летний мистический праздник - Ту биАв, или 15 Ава.
В нем содержится целый букет сюжетов.
Во времена странствий по пустыне - каждый год 9 Ава - часть евреев умирала как наказание греха разведчиков. При этом - они ожидали смерти с 9 по 15 ава, а в 15 Ава (полнолуние) - они торжественно объявляли, что наступил конец этого периода на ближайший год.
В более поздние времена - в этот день устраивали обряд "знакомства", когда девушки выходили в белых платьях плясать хороводы, а женихи приходили и выбирали себе невест среди танцующих девушек.
Во времена Храма - в этот день заканчивали заготавливать дрова для жертвенника, так как до этого времени дрова были максимально сухие (из-за жаркого Солнца) - а после этого дня влажность увеличивалась.
Мы видим много символизма в этих сюжетах.
Осенью - все праздники сконцентрированы в месяце Тишрее.
Осенний мистический праздник "спрятался" внутри Суккота.
Это Ошана Раба - седьмой день Суккота, полупраздничный День (холь а-моэд), когда мы в синагогах выполняем ритуал "битья" веток ивы.
Летний день - 15 Ава, был более известен в Древние времена, а сейчас - остался в роли праздника "для знатоков", которые могут реализовать его потенциал.
Ошана Раба - день хорошо известный тем, кто молится в синагогах. В этот день мы имеем особенно длинную молитву.
Ту биШват и Лаг баОмер - были "освоены" и разработаны великим каббалистом Аризалем, который внес в них мистические смыслы.
Объединяют эти дни растительные образы/символы.
В Ошана Раба - мы действуем с ветками ивы, которая также является частью суккотнего набора - из четырех растений.
Растительная часть 15 Ава - эта тема дров, которые сгорали на жертвеннике Храма.
Растительная часть Лаг ба-Омера - это сноп (Омер) ячменя, который приносили в Храм - в период от Песаха до Шавуота.
И наконец в Ту би-Шват - Аризаль работал с двумя наборами растительных образов.
Это, во-первых, семь плодов, которыми славится Земля Израиля - пшеница, ячмень, маслины, гранат, виноград, инжир и финики.
И это 4 группы плодов - символизирующие 4 мистических мира - асия, йецира, брия и ацилут. Это растения с кожурой и косточками, с кожурой, с косточками и полностью съедобные.
Кожура и косточки - символизируют два вида "зла" (клипа) в которых присутствует добро.
Кожура - защищает плод, пока он не созрел (аспекты взросления).
Косточки - символ скрытого потенциала, который может прорасти в новое плодовое дерево, если попадет в правильную почву с влажными условиями.
Более "тонкие" идеи мы разберем в следующем материале.
Tags: праздники, статья в газету "Еврейский Мир"
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment