meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

От блюза к свету

Статья в газету "Еврейский Мир"
Несколько лет назад я обсуждал одну проблему с одним из своих учителей. Этот человек в своем дорелигиозном прошлом был музыкантом, и он назвал эту проблему "послепраздничный блюз".
Суть ее в том, что когда мы включаемся в подготовку праздника и сам праздник - это дает нам большой эмоциональный и интеллектуальный подъем.
Но когда праздник заканчивается, мы ощущаем контраст между праздником и буднями - и это вызывает у нас "блюзовое" настроение, ощущение ухода от нас приподнятой атмосферы.
Нам необходимо выработать "контрмеры", чтобы обойти или уменьшить проблему.
В еврейском контексте мы можем задействовать следующий вариант.
Обычно каждый праздник или суббота - имеют свою интеллектуальную "начинку" в виде анализа сути праздничных идей или недельной главы Торы, читаемой в Шабат. И мы можем не "закрывать обсуждение" сразу после праздника, а позволить своему сознанию продолжать размышлять на "заданную" праздником тему и приходить к новым инсайтам и открытиям - связанным с прошедшими праздниками. Мы как бы проецируем энергию праздника вперед ("растягиваем удовольствие").
Каждый Шабат несет влияние на три дня назад и вперед, то есть мы можем начинать включаться в каждый Шабат со среды, и постепенно заканчиваем связь с ним в следующий после Шабата вторник.

Любопытно, что большинство праздников (включая три зимне-весенних - Ту би-Шват, Пурим и Песах) выпадают на середину месяца. Мудрецы говорят, что весь месяц "заряжен" энергией праздника и это видно в лунном цикле.
Луна символизирует влияние праздника на наш мир. С появлением новой луны (Рош-Ходеш) мы начинаем настраиваться на предстоящий праздник. А после самого праздника, отмечаемого в полнолуние мы еще две недели находимся в его энергии.
Оба праздника - и Пурим, и Песах - содержат в себе идею борьбы с оппонентом.
При этом в Пурим - этот оппонент имеет историко-символический формат - в лице Амана (из рода Амалека).
В Песах - наш оппонент принимает две формы.
В историко-символическом формате - это фараон.
В реально-"гастрономическом" - это Хамец, мучное, содержащее "закваску".
Противоположностью хамца - является маца.
Какие идеи может вызвать у нас - сопоставление Амана/Амалека и фараона/хамца?
Аман - это активный антисемит, который хочет навредить евреям.
Фараон - это тот, кто не отпускает евреев, удерживая у себя.
Это противопоставление напоминает таких персонажей из современной истории как Гитлер и Сталин.
Кстати, когда Сталин из фараона захотел "переквалифицироваться" в Амана, Вс-вышний его "убрал" и спас евреев.
Шестьдесят лет этого события мы (русскоязычные евреи) отмечаем в эти дни.
В психологическом моделировании - Аман это "часть личности", которая хочет вредить нашим высшим устремлениям.
Фараон - это "сила инерции", которая не хочет изменений.
Интересно, что Пурим - находится в зиме. Зима напоминает Амана - то, что нас "холодит".
И мы должны искать "внутреннее тепло", чтобы победить программу Амана/Амалека.
А Песах - связан с весной.
В эти дни мы находимся на стыке зимы и весны и мы "работаем" с двумя программами, плавно переходя от Пуримской темы к Пасхальной.
Весна - "включает" в нас желание пробуждения и изменения. И еврейская традиция использует этот "драйв", наполняя его духовным содержанием.
То есть мы "вырываемся" из сил инертности, и это напоминает выход евреев из Египта - на простор.
Интересно увязать ситуацию с уборкой дома от хамца.
В буквальном понимании - предпасхальная "программа действий" - мобилизует нас на весеннюю расчистку дома.
Особенно продуктивно отмывать окна от "зимней" пыли, чтобы ласковое весеннее солнце дружелюбно светило в наши дома через чистые окна.
Но эту же идею можно применить в отношении нашего внутреннего мира.
Окно - это то "через что" мы смотрим на мир, это наше субъективное восприятие.
Перед Песахом мы должны найти способ "протереть наши внутренние окна", чтобы больше радости смогло войти в нас, а также чтобы мы могли этой радостью одарить наших ближних.
Убирая дом, мы как бы "перетряхиваем" его и этот же образ нам стоит применить к самим себе. Нам нужно "встряхнуться" и очиститься.
И маца станет для нас символом легкости, свободы и появления новых позитивных возможностей в жизни. Мы должны впустить в свой мир и мир наших близких "новый свет".
И мы желаем этого нашим уважаемым читателям!
Tags: Песах, Пурим, статья в газету "Еврейский Мир"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments