meirbruk

Category:

Классика и новаторство

Общечеловеческая история проходит ключевые этапы в своём процессе развития. 

Наиболее обобщенная схема рисует процесс следующим образом:

Классический этап

Неклассический этап

Наиболее ярко эти два этапа заметны в двух отраслях:

Физика

Искусство

Так в постклассической физике появилось множество новых направлений -

Теория относительности,

Квантовая физика

И т. д. 

В искусстве после реализма как классического направления

появились различные «измы»:

Абстракционизм

Импрессионизм 

Экспрессионизм

И т.д. 

И с точки зрения прогресса человечества - это рассматривается не как «бунт на корабле», а как мощные шаги вперёд - в более сложные процессы, которые могут дать более интересные результаты. 

Так в частности прогресс в технологиях был связан с выходом за рамки классики в физике. 

——

Ситуация в религии. 

Религии по своей природе тяготеют к консерватизму. 

И поэтому когда в религии возникают изменения, это с позиции самих носителей классической религии - воспринимается как попытка разрушения устоев. 

Старые элиты «легко не сдаются». 

Но можно и нужно поискать прецеденты в религии, когда новое приходило не разрушить старое (ради самого разрушения), но его обогатить. 

Первая историческая справка

Один из самых интересных прецедентов в истории иудаизма - это хасидизм. 

Хасиды, став новаторским течением в период своего возникновения - вдохнули новые и ценные веяния в иудаизм. 

Хасидизм можно назвать неклассическим иудаизмом по сравнению с предыдущей моделью (классический иудаизм  стали называть «литовским», так как в Литве находился оплот тех, кто охранял классику во главе с Виленским Гаоном). 

Итак, разделение иудаизма на

Литовский

Хасидский

Является успешной попыткой создать в мире иудаизма

Классическую и

Неклассическую версии. 

Нечто похожее происходило и в христианстве с появлением протестантизма как неклассической версии по сравнению с католицизмом из недр которого он возник. 

Процессы появления новых версий и отношений между новым и старым могут быть и не очень мирными. 

Мы знаемы тем  как в Европе проходили кровопролитные войны между лагерями католиков и протестантов. 

(Конец первого краткого исторического экскурса). 

Для истории религии существует два процесса, которые важно разобрать и отличать

Это процесс модернизации

И это процесс бунта как отвергания.  

И важно понять, что с конца 18 века основные религии Западного мира (христианство и иудаизм) очень ослабили свои позиции не из-зв модернизации, но из-за возникновения и распространения атеизма - как тотального отвергания религии. 

То есть религию не обновили, а просто попытались выбросить - объявив устаревшей и ненужной. 

——

Второй исторический экскурс. 

Существует важная теория. 

Она гласит, что в начале 20 века особенно радикальная интеллигенция заявила, что религия учила общество гуманизму (говоря о Б-жественной душе и ценности жизни). И что человечество уже научилось гуманизму и поэтому может обойтись без религии.  Образно говоря с их точки зрения человечество уже повзрослело и, став гуманным, может обходиться без помощи религии. 

И когда эта идея появилась - Европу содрогнули две мировые войны с наиболее кровожадным сценарием, с массовым и жестоким убиением миллионов.   

То есть бездумное отвергание религии вместо ее модернизации - оказалось чреватым катастрофами типа мировых войн. 

(Тема требует ещё более интересных инсайтов, но мы это сделаем отдельно)

(Конец второго исторического экскурса)

————- 

Итак, подведём итог нашего анализа. 

Основные направления человеческой деятельности должны проходить этапы выхода за рамки классики. 

При этом если вместо модернизации делается попытка отвергания - это может иметь катастрофические последствия. 

Этапы большого пути

Процессы обновления не являются одноразовыми. 

Когда очередная порция обновления «переварилась» обществом и из маргинальной стала частью мейнстрима - наступает черёд следующих обновлений. 

Третий исторический экскурс. 

В иудаизме между хасидизмом и нашим временем можно выделить несколько интересных и важных проектов модернизации. 

Это в частности проекты:

Рав Гирш

Рав Кук

Каббала в массы

Бней-Ноах (версии рава Шерки)

Психологические ресурсы (рав Тверский, Ефим Свирский и др,)

(Конец третьего исторического экскурса)

Сейчас мы сформулируем весьма радикальную гипотезу. 

Классический иудаизм - стремится быть консервативным. 

Частично это сложилось из-за галутной защитной реакции, когда необходимо было сохраниться как минимум по двум очень разным причинам:

Сначала в связи с «наездами» христиан

А потом в связи с активностью атеистов. 

Но внутри иудаизма содержится ключевая идея, что иудаизм - это движущая сила для всего человечества,

А не только механизм сохранения еврейства во враждебном к еврейству мире. 

И чем более активны и сложны вызовы с которыми сталкивается мир

тем более важно модернизировать иудаизм, чтобы с помощью новых версий научиться  работать и справляться с новыми вызовами. 

При этом носитель новых версий не должны агрессивно и враждебно отбрасывать классические версии, как это пытался сделать со всей религией атеизм. 

В мире сейчас параллельно находятся группы с разными версиями иудаизма. 

И эти группы могут и должны мирно сосуществовать. 

Классические еврейские общины - это часть нашей среды обитания 

Тактика этих общин - как бы отгородиться от прогресса, чтобы сохраниться

Они имеют право на такую позицию и на функционирование по своим правилам. 

Это тоже способ справиться с современными вызовами. 

Но эта позиция почти никак не помогает остальному миру справиться с кризисом. 

Поэтому прогресс делают и отвечают за него те, кто ищет пути работы с новыми вызовами. - в том числе с помощью модернизации иудаизма как инструмента - и в частности многоходовой модернизации. 

Каждое поколение - сейчас должно искать свои пути обновлени так как сталкивается со своими вызовами. 

И делаться это должно сознательно и эффективно. 

Главный план работы

Для этого сначала формируются группы разработчиков, которые созидают новые ресурсы. 

Далее важно создавать пилотные группы потребителей, на которых можно испытать новые ресурсы. 

И далее важно создать механизм доступности для этих ресурсов, чтобы все заинтересованные во внедрении могли прийти и взять новый ресурс. 

——

О маркетинге. 

Возник спор - нужен ли нам отдел маркетинга?

Ответ зависит от того, что мы понимаем под этим. 

Вернувшись к оценке Полонским христианства как маркетинга монотеизма мы увидим, что христианство вело свою работу «огнём и мечом», то есть с высоким уровнем насилия. И особенно пострадали от этого насилия евреи. 

Самым ярким примером насилия стало изгнание евреев не желавших принять христианство  из Испании. 

Такой маркетинг - обладает весьма сомнительными моральными ценностями и в современном мире неуместен. 

Переформулируем задачу. 

Для развития современного общества важны 

две степени свободы. 

Свобода доступа к информации

Свобода выбора. 

Для первой свободы - необходимо чтобы новые разработки находились в. Свободном доступе и для этого например были выложены в Интернет. 

Вторая свобода говорит о том, что мы не должны никому ничего навязывать. 

Пусть те кто готов - сами придут и возьмут. 

——-

Что мы можем себе позволить, это по мере готовности материалов - помогать ближним узнавать о них. 

———-

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.