meirbruk (meirbruk) wrote,
meirbruk
meirbruk

Categories:

Сила паузы.

Статья для газеты "Еврейский Мир"
Как мы уже писали в предыдущих статьях – у человека существует духовно-творческая миссия в этом мире. И роль заповедей – создать наилучшие условия для реализации нашей миссии.
Самое важное в понимании природы человека – это четко осознавать принципы работы нашего сознания.
Мы в своих описаниях использовали две системы обозначения для внутренних сил. С одной стороны – животное начало и духовное начало, с другой стороны – сила инерции и сила развития.
Так как животное начало мы обозначили термином сила инерции – то на первый взгляд может показаться, что оно – более инертное, в том смысле, что дольше «раскачивается».
На самом деле – термин инертность – имеет глобальное значение, в-целом, жизнь человека движется по инерции и не хочет изменяться.
А в каждой отдельной стрессовой ситуации – животное начало очень быстро (почти мгновенно) проявляет себя и сразу же захватывает управление нами.
Это и имел в виду Фрейд, когда говорил, что наше поведение управляется инстинктами.

А теперь посмотрим, как еврейские технологии предлагают нам помощь в реализации функции развития.

Ответ – с виду очень простой - мы должны следить за собой в критические моменты. И когда животная реакция захочет мгновенно выскочить - мы должны сделать... паузу. Притормозить силу нашего инстинкта.

Как мы писали, на уровне символов – этот момент описывает история рождения близнецов – Эсава и Якова. Эсав – символ животного начала – (в переводе с иврита имя означает – готовый, сделанный) выскакивет первым, Яков – символ духовного – следует за ним. И имя Яков – от слова «пятка» - за которую хватает Яков Эсава, тормозя его выход в свет.
В чем функция паузы?
1. Мы тормозим «Эсава» - незрелую реакцию, она же животная сила инстинкта.
2. Мы можем продумать и подготовить зрелый ответ.
3. Говорит мистика, что именно во время этой паузы, благодаря напряжению удержания – мы открываем в себе доступ к самым мощным духовным силам.
Приведем примеры еврейской паузы.
Глобальная пауза (работа) – Шабат. Человек всю неделю бежит за заработком. Нам дан специальный день, где мы ставим этот забег в режим «пауза». И сказано, что это особый день связи с духовным миром.
Мини-пауза (еда)– благословение перед едой. У человека при виде еды, как у собаки Павлова пробуждается рефлекс и желание как можно быстрее ухватить «добычу». Мы же – тормозим хватательный рефлекс и читаем особый текст. Недаром говорится, что только в самых особых случаях мы имеем право обращаться к Вс-вышнему по самому сокровенному имени и ситуация с едой – один из немногих случаев.
Семейная пауза (физическое влечение) - мы часто воспринимаем супруга как объект инстинктивного притяжения. В определенные периоды супруги должны отдалиться друг от друга физически, ставя на «паузу» инстинкт влечения.
А вот телевизор отбирает у нас паузу, во время просмотра мы не можем сами остановить сюжет и задуматься.
В паузе мы переключаемся на другой уровень ресурсов и взаимоотношения со Вс-вышним.
Так молитва - пауза для особого общения со Вс-вышним.
А урок Торы – пауза для ума, который приостанавливает свои размышления о пропитании, и открывается высоким мыслям о своем духовном предназначении.

Интересный комментарий к главе «Ваехи» от р.Гедальи Шора. Обычно в свитке Торы между главами есть интервал. Объясняют мудрецы, что этот интервал – символизирует паузу, чтобы мы могли остановиться и осмыслить прочитанное.
Перед главой «Ваехи» нет интервала. Такая глава на языке Торы называется «стума» - в переводе- закупоренная, заблокированная. И комментируют мудрецы, что это говорит о том, что без паузы наше состояние – заблокированное, ограничено простейшими инстинктивными реакциями. И говорит рав Шор, что это и есть – психология галута – изгнания души в «животный» мир.
Есть два вида галутов – бедный (когда-то Египет, недавно Советский Союз) и богатый (когда-то Вавилон, сейчас – Америка). В бедном – система запрещает «останавливаться» (как фараон в Египте), в богатом – человек сам увлекается бизнес-«забегом» за заработком и это втягивает его в бег без «пауз».
Объясняет традиция, что раб – тот, кто не распоряжается своим временем, свободный человек – включает паузу, чтобы высвободить ресурсы для свободного духовного роста и творческого развития.

В этом каталоге - МР3 развернутая версия этой идеи в файле "Power of pause"
Tags: комментарии на Тору, молитва, статья в газету "Еврейский Мир"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments