night

ГАЛУТ И ГЕУЛА И СОВРЕМЕННЫЙ ИЗРАИЛЬ - ЧАСТЬ 2

Дискуссия моих учителей Ефима Свирского и Пинхаса Полонского – подвигла на более широкий взгляд на два ключевых понятия еврейской духовной работы.
В дискуссии обсуждались два термина – галут и геула.
По просьбе читателей – попытаемся дать «базовое» определение этих понятий.
В оригинале они означали некоторое геополитическое состояние.
Когда евреи, жившие в Израиле были изгнаны (первый «официальный» опыт был связан с Вавилоном) – состояние изгнания было названо – галут.
Обратное ему состояние – называетс я геула.
Но это не только и не совсем возвращение, но в официальном переводе – геула обычно переводится как избавление.
Таким образом «первый слой» переводов пары галут/геула – это изгнание/избавление.
=-=-=-=-=
И в этих переводах мы уже видим некоторый «подвох».
Обычно изгнанию противоположно - возвращение.
А избавление протовоположно – порабощению.
=-=-=-=-=
Этот «зазор» позволяет впустить в систему множество новых смыслов и нюансов.
Начнем с классики.
В классике различается четыре «базовых» галута – Вавилонский, Персидский, Греческий, Римский.
=-=-=-=-=
Кстати, сразу отметим, что в этом списке – только «лидеры».
Именно эти четыре империи – имели глобальный статус, в некотором смысле передавая друг другу «эстафету» мирового господства.
=-=-=-=-=
И здесь мы видим первое отличие в ситуации.
Третий галут – греческий – происходил в ситуации, когда евреи жили в своей стране на земле Израиля.
Но – сутью этого галута – было не изгнание с земли, а мощное влияние эллинской культуры в частности на еврейскую цивилизацию.
=-=-=-=-=
Итак, пытаясь «присоединиться» к базовым формам определения понятий – мы видим, что в случае с греками – идет речь не столько об изгнании сколько о влиянии, которое можем быть названо как «порабощение» (противоположное – избавлению).
=-=-=-=-=-=
Уже этот «букет» - усложняет для нас – конкретизацию сегодняшнего положения с Израилем.
=-=-=-=-=
Напомню, что Ефим Свирский больше фокусировался – на том, что Израиль все ще находится в статусе галут, несмотря на возобновление жизни в Израиле.
А Пинхас Полонский настаивал на аспектах геулы, несмотря на то, что нынешнее государство Израиль – очень далеко от того «идеального» состояния – которое хотелось бы видеть.
=-=-=-=-
Понятно, что – в первом чтении можно сказать, что идет речь о ПЕРЕХОДНОМ состоянии, когда и галут еще не совсем «сошел» (как снег весной), и геула еще не совсем пришла.
=-=-=-=-=
Но есть смысл попытаться прояснить ситуацию на несколько шагов вглубь, чтобы из такого размытого определения высмотреть более конкретные черты.
=-=-=-=-=
=-=-=-=-=
Кстати, обратим внимание, что оба дискутирующих – новаторы, которые ищут пути развития иудаизма.
=-=-=-=-=
При этом – Ефим Свирский – разработав весьма впечатляющую систему психодуховной работы – считает себя классическим ортодоксальным евреем.
Для Ефима – новый «блок», который он представляет – как бы «прислоняется» к базовой версии иудаизма, не пытаясь ее пересматривать.
=-=-=-=-=
Пинхас – адепт весьма радикального переустройства еврейской модели.
Пинхас – не отказывается от ортодоксальной версии, но он видит и пытается строить механизмы, которые всерьез выводят иудаизм за «старые рамки».
Например, обновленный иудаизм – более активно видит свою роль влияния на другие народы.
Более динамично происходит система выстраивания отношений с христианским миром.
Благодаря подходу рава Кука – возникает целая новая методология, которая позволяет интегрировать в иудаизм – множество разных систем как духовных, так и социальных и культурных.
=-=-=-=-=-=
Особенно важно подчеркнуть, что благодаря методологии рава Кука – появляется возможность новых подходов – в ситуациях влияния (как, например, ситуация с греческим галутом).
Но к этому мы вернемся чуть позже.
=-=-=-=-=-=
=-=-=-=-=-=
ГАЛУТ И ГЕУЛА – ЧАСТЬ 2
Проанализируем более тщательно ситуацию с Израилем.
С точки зрения страны и народа в стране – еврейское государство имеет свойство геулы – как возвращения народа на свою землю после изгнания.
=-=-=-=-=-=
Но – с точки зрения различных влияний – мы не видим, чтобы это государство представляло из себя «чистую» версию иудаизма, но скорее наоборот – в еврейском государстве – представлены самые разные «внешние» модели и ближе всего это напоминает западную модель власти – с парламентом (Кнессет), многопартийностью, либеральным отношением (например, к однополым бракам) и др.
=-=-=-=-=-=
Более того, Израиль ка кгосударство – не только построен на нееврейских концепциях.
Государство не выражает заинтересованности в «освоении» еврейского наследия и «держит» иудаизм – в статусе «заповедника» (или даже гетто) – когда иудаизм живет почти изолированной жизнью от государства и эта дистанция весьма стабильна.
=-=-=-=-=-=
Поэтому мы выделим следующую модель:
В плане географическом – геула наступила как появление народа на своей земле.
Но – при этом большая часть евреев продолжает жить в странах диаспоры.
В плане социальном, политическом и культурном – даже на своей земле – еврейство живет в галуте, представляя влияние на себе – не своих моделей бытия.
=-=-=-=-=-=
Но – здесь необходимо подчеркнуть два ключевых фактора.
Collapse )
night

ИЗРАИЛЬ – ГАЛУТ ИЛИ ГЕУЛА. ЦЕЛЬ – ЛАБОРАТОРИЯ - ЧАСТЬ 1

В Пасхальные дни произошло важное событие – два уважаемых авторитета в еврейском мире обсуждали между собой вопрос – считать ли нынешний Израиль проявлением геулы или галута.
В этом направлении жизненно необходимо проводить еще больше дискуссий, выяснений и прояснений.
Я же здесь выделю один, но ключевой фрагмент – и пролью «фрагмент света» на него.
=-=-=-=
Можно очень по-разному обсуждать ситуацию в Израиле.
Например, я последние годы работаю с евреями в Нью-Йорке.
И я часто сталкиваюсь с критикой Израиля со стороны американских евреев.
И очень часто эта критика увязает в деталях, не поднимаясь до серьезного осмысления глобальной задачи.
=-=-=-=
Попытаемся раскрыть (хотя бы частично) возможную задачу Израиля.
=-=-=-=-
Перед этим мы должны понять, что еврейский народ – имеет определенную миссию в мире (что тоже может быть предметом споров).
Но (невзирая на споры) я выскажу важную гипотезу – миссия еврейского народа - искать и находить пути совершенствования мира.
=-=-=-=
Далеко не все евреи и не всегда – могут реально участвовать в этом процессе.
Но в-целом – этот процесс должен стать призванием еврейского народа.
=-=-=-=
ПРЕДИСТОРИЯ
Начиная с конца 18-го века – человечество активно включилось в процесс прогресса – в разных направлениях:
- в социальных отношениях
- в бизнес-моделях
- в развитии культуры
- в образовании
- в медицине
- в психологии
и других областях.
Ключевую роль и вклад в это внесли евреи.
=-=-=-=-=
ОПАСНОСТИ ВМЕСТЕ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Отметим, что не всегда вклад играл однозначно позитивную роль.
Так, например, евреи играли ключевую роль в Российской революции.
Российский «эксперимент» дал возможность развить новые формы социальных взаимоотношений.
Но при этом в Российском проекте было совершено огромное количество ошибок и злоупотреблений.
В результате многие не смогли оценить важный инновационный опыт из-за теневого фактора и поэтому роль евреев была или нивелирована или искажена.
=-=-=-=-=
В Америке евреи играли огромную роль – в самых разных областях.
=-=-=-=-=
А теперь об Израиле.
Я предлагаю следующую формулировку что такое ГЕУЛА В ИЗРАИЛЕ:
В идеальном варианте – Израиль должен стать глобальной лабораторией в которой евреи (при участии и других заинтересованных сторон) будут искать, находить, разрабатывать и внедрять решения наиболее насущных проблем человечества, предлагая эти решения всему миру.
=-=-=-=-=
Конкретизируя я бы сказал так: Израиль –это площадка на которой еврейское государство должно оказывать максимальное благоприятствование всем творческих силам, которые бы искали новые решения.
При этом (и это является ключевым условием) в рамках Израиля должен существовать механизм ЗАЩИТЫ от происков и злоупотреблений.
=-=-=-=-=-
В некотором смысле можно было бы назвать Израиль аналогом «Силиконовой долины», но только американская версия связана с хай-тек технологиями, а Израиль должен был бы быть лабораторией широкого профиля – включая социальные проекты и культурные проекты.
=-=-=-=-=
ПРЕЦЕДЕНТ ИЛИ ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ
Важно осознать, что очень небольшое количество подобных проектов в Израиле попыталось стартовать (с переменным успехом).
Очень красноречивым и выразительным экспериментом был проект кибуцев. Collapse )
night

Руино-терапия

Часто человек, видя руины в природе - испытывает депрессионные эмоции.

Мысль примерно такова:
Человек вложил усилия в нечто, а оно теперь никому не нужное - грустит, будучи заброшенным.

Это чувство понятно,
Но рассмотрим его с более глубинной точки зрения.

В каждом человеке есть (условно говоря) части, чувствующие свою ненужность.

И они резонируют на руины, проецируя свою программу вовне.

Ключевой подход:

Нет ничего случайного.
ВС-вышний посылает нам задачу, чтобы мы в качестве правильного решения:
А) обнаружили вредную мета-программу;
Б) обезвредили её;
В) подобрали полезную мета-программу;
Г) инсталировали её;
Д) получили отдачу от новой мета-программы и на старых "мета-данных" (руины)...

Сам факт обнаружения вредной мета-программы является основной частью её обезвреживания, так как сила коварства этих программ в нашем их неосознавании.

Они живут в "теневой" зоне.
Осознавание является (в том числе) проливанием света - и ликвидацией теневой зоны, которая являлась хабитатом (жизненной средой) паразита.

Меняя среду, мы ликвидируем ее обитателей.....

---
Но ещё более эффективным результатом является (плюс к проливанию света) подбор новой уместной мета-программы, которую мы инсталлируем на освободившееся мета-место.

Если "свято место пусто не бывает" (а заселяется всякой нечистью),
То "пусто место святом забивают", то есть очищенное от паразита (ставшее пустым) место заселяют "святым", то есть возвышенным мета-продуктом.

И здесь возможны варианты.

Мы предлагаем одну из возможностей (а вы, уважаемые читатели можете предложить свои, чтобы появился выбор).

Очень интересно, что постепенно руины превращаются в часть природы, подобно камнями, лежащим на поле.

Конечно эстетика руин - что называется "на любителя".....

Но на самом деле в этом проявляется особое искусство восприятия.

Любопытно обратить внимание на цветовую гамму руин.

Железо покрывается коричневым цветом ржавчины - гармонирующим с цветами живой природы.

Медь покрывается зеленоватыми цветом окислов.

Торчащие из воды деревянные конструкции покрываются зеленым цветом от водорослей.

Итак, зелёно-коричневая гамма - приводит руины в "хромо-соответствие" с естественно-природной гаммой.

В результате - природа вписывает руины в свой пейзаж.

Руина из статуса "оккупанта" переходит в статус "сожителя".

Если Вы имеете религиозный "пиетет" - Вы можете пойти дальше и воспринимать картину "Руина в пейзаже" - как "авторскую", где Автор (с большой буквы) - сам Вс-вышний.

И тогда Вы "включаете" вторую программу - Встреча с Автором в "лице" Его творения.

Таким образом, натолкнувшись на руины в природе и обнаружив в себе депрессионный элемент - Вы можете трансформировать ситуацию в продуктивную и облагородить своё восприятие мира.
night

Новейшее еврейство (Израиль 3.0) – модель развития

(черновые тезисы)
С некоторыми из моих нееврейских творческих коллег мы нащупываем новые варианты продуктивного использования концепта «еврейский» или Израиль.
Имеет смысл – выделить как минимум три этапа-ступени:
- Израиль (классический);
- Новый Израиль;
- Новейший Израиль...
Или Израиль 1.0 2.0 3.0
Израиль 1.0 – мы назовем классическим Израилем.
С точки зрения народа – это еврейский народ, который стартовал свою историю, родившись в Египте и получив «программу» в виде Торы у горы Синай.
Еврейский народ – в классическом понимании был сравнительно замкнутой системой, стремящейся к самодостаточности....
=-=-=-=
Отметим важный фактор – с появлением христианства – возник фактор «Новый Израиль», которым стали себя называть христиане.
Евреи пытались игнорировать этот фактор, не воспринимая его всерьез.
В результате – возникло жесткое дистанцирование между Израилем 1.0 и Израилем 2.0 – с взаимными обидами и претензиями и травматическими ситуациями.
=-=-=-=-=

Израиль 1.0 – проходил разные стадии.
В период почти сразу после появления христианства – произошел разгром государства Израиль, разрушение Храма и изгнание евреев с последующим рассеянием.
В определенном смысле Изр1.0 – лишился политического фактора влияния, в то время как Изр2.0 (христиане) постепенно приобрели мощный политический фактор, начиная с Византии и далее освоив всю Европу.

Рассмотрим ХХ век.
К этому периоду Христиаский мир (Изр2.0) лишается своей политической роли.
Одним из последних стал Российский мир, который после революции не просто отодвинул церковь от государства, но и обрушился на церковь с репрессиями....

В ХХ веке – происходит мощный фактор самореализации светского еврейства.
В России евреи стали критическим фактором революции.
В Америке евреи стали мощным бизнес «слоем» и т.д.
Евреи очень мощно включились в науку, культуру, бизнес, образование, медицину.
При этом подавляющее большинство этих евреев не ассоциировало себя с еврейством, то есть с Изр1.0

При этом достаточно много творческих представителей Западного мира также внесли большой вклад и многие из них не ассоциировали себя с Христианами (Изр2.0)
Можно провести анализ двумя путями:
(а) просто убрать весь религиозный дискурс и объявить о переходе в светское пространство....
(б) сформулировать концепт Новейшего Израиля, который позволит создать более продуктивную модель – взяв все лучшее из прошлого и отгородившись от вредно-деструктивного.

Сформулируем концепцию Новейшего Израиля (Изр3.0) следующим образом.

В Изр3.0 входят:
Евреи – имеющие корни в классическом еврействе (выходцы из Изр1.0)
Представители Западного мира (выходцы из Изр2.0)
Представители остальных частей света, которые прошли через Западную культуру (образование, технологии, бизнес и др.)

=-=-=-=-=
Чем будет для нас ценна – новая концепция – Новейшего Израиля?
Если Христианский мир конфликтовал с классическим еврейством, то на платформе Изр3.0 – мы провозглашаем:
- содружество и сотрудничество между выходцами из Изр1.0 и Изр2.0


- Изр3.0 – опирается на новые и новейшие разработки в области наук. Эти разработки нуждаются в:
-- осмыслении
-- поддержке
-- внедрении

Сейчас появляется большое количество сверхталантливых новаторов, которые раскрывают ценнейшие подходы.
Но в отсутствие системы поддержки – они вынуждены разрабатывать ценные для всего мира подходы – в частном порядке, без поддержки и с малым шансом массового внедрения и распространения.
=-=-=-=
При светском взгляде на ситуацию – исчезает множество духовных опор для общества и многие общества пытаются «идти в разнос», не имея четких критериев - «что такое хорошо и что такое плохо».

Предлагая модель Изр3.0
Мы не притягиваем автоматически предыдущие схемы иудаизма и христианства (Изр1.0 и Изр2.0), но творчески и максимально ответственно – вычленяем ключевые идеи, сознательно развиваем и презентуем их.
То есть мы создаем новую форму духовности (Изр3.0), которая связана с предыдущими версиями, но работает в более гибком и осознанном режиме, соответствующем новейшему миру.

=-=-=-=
Имея в наличии религиозно-духовный блок – мы можем осознанно и эффективно – противостоять исламскому миру, который опирается на свою религиозную систему.....
Сталкиваясь с миром ислама, мы не игнорируем религиозное «измерение», но выстраиваем в нем – работающую модель.
=-=-=-=-=
В религиозно-духовную схему Новейшего Израиля – мы можем интегрировать ценные духовные находки и других культур, в частности Дальневосточных – буддизма, даосизма, конфуцианства и др....
То есть если Изр1.0 и Изр2.0 – конфликтовали между собой, то Изр3.0 – вберет в себя все лучшее из всех духовных систем.
Принцип созидания Изр3.0 – не отторжение других систем, а творческое восприятие и интеграция их лучших разработок....
=-=-=-=-=
Изр3.0 – должен быть обеспечен поддержкой систем, выводящих на массовый уровень, чтобы народы мира – получили эффективный доступ к лучшим разработкам.
=-=-=-=-=
Изр3.0 – должен выйти и в политические круги, чтобы поднять их и дать политикам новейшие механизмы управления человечеством.
=-=-=-=-=

Подведем предварительный итог:
(а) Модель – Новейший Израиль (Изр3.0)
Будет включать в себя три категории разработчиков:
= евреи (выходцы из Изр1.0)
= представители западного мира (выходцы из Изр2.0)
= лучшие представители остальных культур (пришедшие под эгидой Изр3.0)
(б) модель Изр3.0 – уйдет от принципов оппозиции к принципу интеграции – всего лучшего из трех зон – еврейской, западной и всех остальных.

(в) Модель Изр3.0 – пойдет в массы
(г) Модель Изр3.0 – выйдет на связь с политической элитой

(д) Модель Изр3.0 – вступит в религиозную дискуссию с Исламской системой – с целью перевести исламский мир – из позиции «воюем против всех» - в позицию – становимся частью общего мира.
(е) получив поддержку на общемировом уровне – система Изр3.0:
Сможет поддержать НОВЕЙШИХ разработчиков, которые «рождают» новые системы. Будучи поддержанными, эти системы – смогут развиваться и распространяться, будучи частью системы Изр3.0
То есть система Изр3.0 – включит в себя не только аспекты классических духовных систем, но и новейших разработок – творческих авторов......
night

Каганат на смену халифату

(черновик)
Сейчас я решил написать то, что можно посчитать утопией. Но при этом многие здравые люди видят это как идеальное решение одной из самых горячих проблем сегодняшнего мира.
И хотя ... если мы обозначим такой вариант – появляется шанс, что у этого подхода найдется все больше сторонников.
Вариант этот – альянс между Израилем и Арабским мусульманским миром.
Меня все время удивляло, зачем Вс-вышний сделал так, чтобы новый Израиль появился и существует в тотальном окружении мусульманских стран.
При этом все соседи Израиля в той или иной степени проявляют антиизраильские настроения.
Эту схему лучше всего охарактеризовать метафорой «кость в горле».
Не только арабы так ощущают ситуацию. Европейцам она видится подобным образом.
А теперь попытаемся собрать вместе продуктивные аспекты ситуации.
ПРЕЦЕДЕНТЫ
(а) Когда католическая Испания изгнала своих евреев, подавляющее большинство их было с удовольствием принято именно мусульманскими странами. Их потомки - «сефардские» евреи.
Султан Турции прямо заявил, что он будет рад принять в своей стране евреев как замечательный созидательный элемент.
(б) В прошлые времена арабский мир объективно осознавал то, что среди арабов есть острый дефицит интеллектуальной элиты и поэтому арабы почти всегда приглашали и использовали элиту из других стран.
(в) около 1000 лет назад арабы перевели с греческого языка труды ведущих философов и это дало толчок в арабской науке и культуре. Мы видим, что арабы не стеснялись заимствовать лучшее.
(г) самый интересный прецедент – Хазарский каганат. В этом государстве была еврейская и проеврейская элита и рядовое население, которое сохраняло свои обычаи. Такая комбинация еврейского и местного позволила каганату быть ведущей силой в регионе в течение нескольких веков.
(д) до Второй мировой войны сефардские евреи наполняли страны арабского мира и нормально сосуществовали с местным населением.
Вражда арабов к евреям была насаждена искусственным путем в интересах узкого круга политиканов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Есть в психологии такое понятие «комплекс неполноценности». Когда менее развитый субъект находится в окружении более развитых он чувствует себя очень неуверенно. И здесь часто возникает механизм КОМПЕНСАЦИИ: «Лучшая защита – нападение».
Арабский мир действует сейчас именно по этой схеме – чувствуя себя слабее европейцев, он ищет пути самоутверждения, досаждая Европе (например с помощью терактов), чтобы КОМПЕНСИРОВАТЬ свой комплекс неполноценности.
Но этого комплекса почти не было у арабских стран тогда когда среди них жили евреи.
По видимому в прошлом в том числе присутствие евреев среди арабов компенсировало этот комплекс слабости.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Сейчас начинаются подвижки в нужном направлении.
Египет имеет общий интерес с Израилем против туннелекопателей из Газы.
Но главным фактором может стать радикальный ИГИЛ, боясь которого могут найти общий язык с Израилем умеренные страны типа Саудовской Аравии или Эмиратов.
Также с Израилем дружат курды.
Пока это выглядит маргинально, но «лиха беда начало».
Израиль должен поменять программу отношений с арабами, заменив модель «кость в горле» на модель «мозговой и технологический центр».
При этом сефардские евреи могут стать мостиком-посредником.
В развитии этой модели может помочь Запад, который должен перестать потакать арабам, рисуя Израиль в роли агрессора.
Если вместо этого Запад с помощью своей медиа изобразит «Новый Ближний Восток» в котором Израиль помогает ПОДШЕФНЫМ арабам, то этот процесс «пойдет».
Лучшим способом может стать передача из Европы финансовой поддержки палестинцам через Израиль, чтобы Израиль контролировал распределение и блокировал канал в случае терактов со стороны палестинцев.
night

Гаджеты и путинская пропаганда - и еврейская мудрость

5 апреля - у меня день рождения.
В качестве подарка читателям - предлагаю свежий материал - "пищу для размышления" и внедрения.
Новейшая история почти неожиданно одарила нас ценными возможностями глубже понять ключевые вещи.
Одна из моих работ, связанная с еврейским образованием – это перевод еврейских идей на современный язык.
При этом – важная часть еврейских ресурсов – должна иметь универсальную ценность – не только для евреев, но и для всего человечества.
=-=-=-=-=
У нас есть классический прецедент.
Христиане заимствовали у евреев текст Торы и Танаха, сделав его частью Библии.
В результате – еврейский текст Торы стал частью мирового духовного наследия.
=-=-=-=-=
А сейчас мы увидим несколько суперсовременных феноменов, которые помогут нам осознанно работать с качеством жизни.
=-=-=-=-=-
Я утверждаю, что еврейские концепты – имеют «внутриеврейское» измерение и «общемировое» измерение.
Сейчас мы с Вами увидим – два наиболее ярких примера, которые помогут нам в жизни и (я надеюсь) помогут развить эту тему – вширь и вглубь.
=-=-=-=-=
Мы сейчас возьмем два основных еврейских концепта – кашрут и шабат.
=-=-=-=-=-=
А сейчас мы сформулируем подход, выводящий эти концепты в универсальную плоскость.
Но – в этом нам помогут два новейших феномена.
Эти феномены – имеют очень разную природу и я думаю, что никто еще не додумывался ставить их в один ряд... но сейчас мы увидим интересную вещь.
=-=-=-=-=
Современный мир – сталкиваясь с новыми ситуациями, попадает в новые вызовы, которые обладают опасностью. При этом – очень часто эта опасность не осознается, пока мы не обучаемся смотреть на эти ситуации – под более осознанным углом.
=-=-=-=-=
Что это за две ситуации?
Это – пропаганда Путинской медиа и это – современные гаджеты.
А теперь – ныряем вглубь - но очень тезисно.

КАШРУТ.

Кашрут – это не просто диетарные законы.
Это идея того, что что-то может быть для человека опасным и вредным (или некошерным).
Мы недавно писали статью о некошерной коммуникации, проливающую свет – на российские пропагандистские инструменты.
Дело в том, что мы потребляем не только пищу – для желудка (для тела), но и пищу для эмоционального мира, пищу для интеллектуального мира, пищу для духовного мира.

И во всех этих мирах – присутствует феномен вредной «пищи».

Но – главная проблема в том, что эту тему практически нигде не исследуют на уровне доступном для массового потребителя.
То есть – человек не имеет ни малейшего понятия – какая информация ему вредна.

Есть абсолютно инфантильный либерально-преступный подход – о свободе слова, который появился как ответ на диктатуру (включая информационную) Сталина и Гитлера, но так и остался на уровне обеспечения свободы, так и не начав изучать – законы опасной и вредной информации.
=-=-=-=-=
И если раньше этот вред был завуалированным и «мягким», то русское ТВ – «излучает» очень жесткое информационное «поле ненависти», лжи и более специфичных механизмов, которые жизненно важно знать, чтобы не стать жертвой пропаганды.
=-=-=-=-=
Отсюда мораль – появление жестких форм «информационного облучения» пропагандой – должно привести к разработке сознательной культуры – понимания того, что кошерно для нашего сознания, а что – некошерно.
=-=-=-=-=-=
Вы можете сказать. Что не любой человек – сам в состоянии разобраться.
Это может потребовать профессионализма.
И здесь мы обратим внимание на еврейский опыт.
В еврейских ресторанах и на пищекомбинатах – есть позиция Машгиаха, профессионала, который проверяет процесс приготовления пищи – и ставит свою печать «Проверено. Мин нет».
=-=-=-=-=-=
Нечто подобное имело бы смысл вводить в информационный мир.
Мы даже может не запрещать тотально «информационное облучение», если хотим сохранять свободу слова, хотя она легко превращается в опасный канал.
Мы можем ввести например значки на телепередачах (примерно как обозначения на кинофильмах – про то можно ли смотреть детям).
И человек может сам решать – «отравляться» ли ему, или поберечь свое сознание и подсознание.
То есть в конце концов мы можем сохранять свободу выбора, но вводить осознанность.
=-=-=-=-=-=
Тут конечно может быть много технических нюансов и трудностей, но главное – это формирование принципов «Что такое хорошо, а что такое плохо!».
=-=-=-=-=-=
Итак, мы должны ввести в универсальный оборот принцип кошерности – по отношению не только к пище для тела, но и для эмоций, интеллекта и духовности....
=-=-=-=-=

ШАБАТ

Тема Шабата – также имеет множество более общих идей.
В частности – недавней напастью стало для человечества массовое распространение гаджетов.
Особенно страдают дети.
Многие люди – отучаются живому общению.
Аддикция к гаджетам – это более чем массовая болезнь нашего времени.
И мы сейчас можем увидеть вариант применения идеи Шабата.
Это идея – “Gadget free” - когда мы на некоторое время выключаем все гаджеты и возвращаемся в живой мир (из мира виртуального).
Это необязательно делать на целые сутки (как у евреев на Шабат).
Можно, например, вечером после работы – объявлять час без гаджетов, когда вся семья видит друг друга, а не только свои экраны.
Общий принцип Шабата – зона свободная от чего-то – для чего-то.
Когда-то в древности большинство людей выживали семь дней в неделю (были очень бедными).
И Шабат позволял вырваться из круга забот на сутки, чтобы вздохнуть с облегчением и насладиться миром.
Сейчас мир стал богаче. Появились выходные дни, даже не один, а два.
Но – нас захватили новые проблемы, в частности гаджетные.
Они сами по себе не плохие. Можно сделать массу полезного с помощью гаджетов.
Но – гаджеты не должны подминать человека в свой мир, как раньше это делала работа на выживание.
И поэтому концепт Шабата – это идея высвобождения своего сознания от доминирующих нагрузок, для реализации других задач, например уход от гаджетов – для живого общения.
=-=-=-=-=-=
Подведем итог.
Концепты Кашрута и Шабата – должны стать универсальными принципами, которые могут иметь множество применений, особенно когда человек становится более осознающим себя и свой мир.
=-=-=-=-=-=

Нашей следующей задачей – станет разбор и других еврейских концептов, чем мы порадуем читателей в ближайшее время.
night

Интересные уроки Майдана

Недавно киевский философ Сергей Дацюк написал очень важную статью
http://hvylya.net/analytics/politics/kontrstrategiya-dlya-gibresiyi.html
со свежими мыслями по поводу ситуации в Украине.
Важный феномен, который был выделен – это пробуждение в результате событий Майдана - общественности (или общества).
Эту ситуацию не так просто распознать и тем более оценить.
В подавляющем большинстве ситуаций современного мира общественность скорее спит чем «бодрствует».
В странах обычно есть власть, представляющая государство и отдельные индивидуумы, которые занимаются своими личными делами.
Понятие общественности – не выглядит уместным.
Но – оно может быть актуализировано определенными условиями.
Чрезвычайно важно осознать, что пробуждение общественности – это совершенно неоднозначный процесс и в нем могут быть как полезные, так и опасные и вредные факторы.
Можно сказать, что общественность – это массовое движение не руководимое властями.
Иногда этот процесс называют анархией.
Украинский сюжет весьма неординарен. Рассмотрим основные моменты.
Изначально на Майдане собрались студенты, которые были недовольны отказом Януковича подписать договор об интеграции с Европой.
Этот этап – весьма безобиден и «локален».
Но у Януковича не выдержали нервы и он решил разогнать «первый» Майдан жесткой силой.
И вот тут пробудилась настоящая общественность, которая пришла на Майдан с лозунгом «Не дадим обижать наших детей».
То есть, не желая того, Янукович своим приказом разогнать «Первый Майдан» пробудил «Второй Майдан», который уже явился всенародным фактором.
Стоит отметить, что Украина имеет интересные традиции.
С одной стороны, народ был возмущен жестокостью разгонявших – так как в современной жизни такие жесткие события были «мягкой» Украине не привычны.
Но.... Украина имеет многовековой опыт – народных бунтарей и активистов.
Вспомним украинских казаков, а также народные волнения времен гражданской войны и ОУНовские народные движения времен Второй мировой войны.
Специфичность Украины в том, что с 1240 до 1990 годы (750 лет) Украина никогда не была государством, а только «Окраиной» империй и поэтому часто народ оказывался в оппозиции с Имперской (далекой) властью.
Из-за этого Украина имеет уникальный опыт общественного/народного подъема.
УРОКИ ПРОБУЖДЕНИЯ
Работа с «народными» энергиями – сложная задача.
Очень часто (хоть и не всегда) впоследствие народ «оседлывают» опытные политики и превращают процесс в нечто сомнительное.
Так Российская «народная» революция выродилась в диктатуру бандитов.
Все три упомянутых Украинских «пробуждения» – «рикошетом» ударили по евреям – и резня Хмельницкого, и погромы Гражданской войны и Холокост – везде народная инициатива украинцев травмировала евреев – в роли «козлов отпущения».
Но – это не аксиома. Всегда есть шанс, что в среде народа найдутся прогрессивные и мудрые лидеры, которые поведут народ на созидательные дела.
Сейчас мы видим в Украине – и волонтерские движения, и народный патриотизм недавно воссозданных Вооруженных Сил, и одесский проект Саакашвили и другие интересные начинания.
Несколько моих близких еврейских друзей активно формируют общественную активность.
В отличие от исламского народного порыва, опирающегося на архаику, грубость и насилие – украинский феномен имеет в основе серьезные культурные и духовные основы и устремлен к прогрессу.
Кстати, если власть обычно очень негибка и ограничена узким выбором решений, общественность не связана формальными рамками и может созидать весьма инновационные движения и проекты при необходимости надзора, чтобы народом не начали управлять злоумышленные силы.
night

СВЕЖИЙ ДИАГНОЗ ЗАПАДНОГО МИРА – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Нас как евреев не может не волновать судьба Западного мира – так как для большинства евреев – Западный мир является местом обитания (ареалом).
=-=-=-=
Если говорить точнее, то до создания Израиля – евреи обитали в двух ареалах:
– Западно-христианском;
- Арабско-мусульманском.
В дальнейшем произошло три фактора:
- создалось государство Израиль, куда переместились наиболее патриотические евреи;
- евреи из арабского мира почти полностью перебежали или в Израиль или в Западный мир;
- Западно-христианский мир – значительно секуляризировался, ослабив свою христианскую идентичность.
В итоге – еврейский мир получил два новых ареала:
- разношерстный Израиль
- секуляризированный (старо-новый) Запад.
=-=-=-=-=
При этом – в отсутствие евреев – арабский мир почувствовал свою ущербность (весьма нетривиальный постулат) – и движимый "комплексом неполноценности" – стал действовать по принципу – лучшая защита это нападение.
=-=-=-=-=
Убежавшие евреи и почувствовавшие свою ущербность арабы – это очень важная тема.
Дело в том, что арабы в боле новое время всегда были не в авангарде цивилизации.
Но пока среди арабов жили евреи, арабы могли рассчитывать на евреев, как на «мозг государства» и еврейские мозги с лихвой компенсировали слабость местного интел_ресурса.
Когда же арабские лидеры «упустили» своих евреев, они получили – то что получили.
=-=-=-=
При этом – некоторые страны – вместо ресурса в виде евреев – получили ресурс в виде нефти.
Благодаря нефтедолларам – страны типа Эмиратов или Саудовской Аравии – просто могут себе позволить купить нужные мозговые и технологические решения (на самом деле – они покупают готовые решения, чтобы не тратиться на разработки).
Ну а страны, которым не повезло с нефтью – стали источником сегодняшних напряжений...
=-=-=-=
Рассмотрим трансформацию арабского (без-нефтяного) мира.
- Сначала «возбудились» арабы, живущие в непосредственной близости от израильских евреев и создали перманентный очаг напряжения в Израиле;
- потом возникла «операция» «Вторжение беженцев», когда разыграв ИГИЛевско-сирийскую карту – объявились полчища беженцев, которые нашли почти законный повод «вломиться» в Европу, чтобы перенести туда еще один очаг напряженности, уже в Западном мире (пока без Америки – только в Европе) и отыгрывать там свои комплексы «на головы беспечных парижан».
=-=-=-=-=
В итоге – симметрично еврейскому «хабитату» (ареалу) в виде Израиля и Запада – возник ущербно-арабский хабитат из Палестинцев и беженцев в Европу.
Можно даже предположить, что следующим шагом будет создание виртуального арабского образования (аналог Палестины, но в рамках Европы).
Также как Палестина является искусственным образованием, созданным сугубо с целью «пить кровь» соседских евреев, можно предположить, что на повестке дня может быстро возникнуть «ОАЕ» - объединенные арабские европейцы....
После этого – они подадут заявки в ООН, ЮНЕСКО и другие наивные организации – и начнут требовать себе преференций....
=-=-=-=-=
Можно даже придумать им название.
Скорее всего, им захочется стать наследниками варваров, затоптавших Рим, например – гуннами.
Не удивлюсь, если возникнет какая-нибудь «Гунния» - в недрах какого-нибудь мозгового Центра халифата, которая предложит членство беженцам, а потом начнет требовать в странах Европы – себе различные преференции, но при этом получая льготы от стран Европы.
=-=-=-=-=
Итак, мы видим типичную модель паразита, который питается «соками» дерева, на котором растет, но при этом выглядит грибом-наростом.
А если плохо кормят, то еще и устраивая теракты, чтобы питаться от стран доноров терроризма, типа Ирана и иже с ними.
=-=-=-=-=
В-общем, всю эту схемо-смехо-технику уже давно отработали бравые палестинцы – ведомые в прошлом приснопамятным Арафатом.
Только тогда в качестве донора терроризма была страна Советов, готовившая террористов в своих лагерях.
=-=-=-=-=-=-=
Важно также понять, что паразитарная система имени великого и дремучего арабского народа – гениально эксплуатирует медийного маньяка.
Это такой суицидный медийный элемент, который за свои деньги делает бесплатную рекламу всем малоимущим подрывникам и поножовникам, массово тиражируя лужи крови....
В совке была крылатая фраза «призрак бродит по европе – призрак коммунизма».
Этот самый «призрак» - это устрашающий медийный виртуальный образ арабского анти-героя, который теперь уже активно бродит по просторам все той же матушки европы.
=-=-=-=-=-=-=-=
Итак, слабо-интеллектуальные арабы – обладают достаточной хитростью, чтобы присосаться как минимум к трем ресурсам:
- получать пособия от стран в которых они живут на правах беженцев;
- получать финансы – от доноров террора;
- получать бесплатный ПиаР своих терактов.
night

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Сегодня мы сформулируем весьма революционную идею у которой мы увидим интересные прецеденты в истории и перспективы в развитии.
Суть идеи в следующем.
В еврейской традиции есть ряд праздников. В классическом варианте они считаются сугубо еврейскими.
Но – мы хотим рассмотреть вариант вынесения идей, стоящих за этими праздниками – в универсальный контекст, сделать их общемировым достоянием.
=-=-=-=-=
Чтобы это предложение не казалось экзотическим, мы хотим обратить внимание на важный исторический прецедент.
Одним из первых общемировых достояний, пришедшим из еврейского мира – был концепт Шаббата, ставшего субботой.
Уделим этому феномену внимание.
В древнем мире не было идеи еженедельных выходных, только отдельные языческие праздники.
Идея Шаббата, которая является краеугольным камнем иудаизма – в результате развития цивилизации укоренилась в мире.
Более того, во многих языках она сохранила еврейское название.
Слово суббота – это и есть шаббат, просто в греческом языке не было буквы Ш и ее заменили на близкую к ней букву С.
=-=-=-=
Смысловое наполнение Шаббата и Субботы – уже различается.
Но здесь есть пространство для творчества, о котором мы поговорим чуть позже.
=-=-=-=
Наше предложение – проанализировать ключевые еврейские праздники и привнести идеи из этих праздников – в универсальный контекст.
=-=-=-=-
У евреев можно выделить восемь ключевых праздников – Песах, Шавуот, Суккот; Рош а-Шана, Йом Кипур; Ханука, Пурим; Ту би-Шват.
Песах, шавуот и Суккот - это в том числе идеи: СВОБОДЫ, МУДРОСТИ, РАДОСТИ.
Все три идеи – имеют универсальное значение и при этом много уровней глубины, от простых до мистических.
С остальными праздниками необходимо провести более «тонкий» анализ.
Рош а-Шана и Йом Кипур – называют Днями Трепета.
При этом – Рош а-Шана это День Суда – или в переводе на современный язык – САМООЦЕНКИ.
Йом Кипур – это День ОЧИЩЕНИЯ (или Искупления). Тема очищения также имеет универсальный смысл.
=-=-=-=
Ханука и Пурим – менее однозначные.
Но мы можем рассмотреть их в «первом чтении».
Ханука это в том числе борьба за отстаивание СВОИХ ценностей.
Для этого ценно определиться что это – СВОИ ценности, что мы отстаиваем, то есть САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.

Пурим – это в том числе переворачивание плохого в хорошее или ТРАНСФОРМАЦИЯ.
=-=-=-=
И наконец Ту би-Шват – это праздник ПРОДУКТИВНОСТИ или ПЛОДОВИТОСТИ, чей символ – плодовое дерево.
=-=-=-=
Соберем вместе 8 идей, стоящих за праздниками.
СВОБОДА
МУДРОСТЬ
РАДОСТЬ
САМООЦЕНКА
ОЧИЩЕНИЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ПРОДУКТИВНОСТЬ
=-=-=-=-
Каждый из праздников может иметь разные послания.
Рассмотрим в качестве опыта несколько идей из Шабата.
Самое простое – это выходной день, ВЫХОД из «гнета» рабочих будней.
Недавно стало модным делать субботу днем «gadget free», то есть дать себе отдохнуть от электронно-виртуальных приборов, чтобы вернуться в реальный мир.
Это может быть повод для торжественного застолья, для семейного сбора.
Красиво в Шабат зажигать свечи, создающие атмосферу.
Ну и, наконец для «продвинутых пользователей», можно подключить мистические аспекты.
=-=-=-=
Еще один ценный момент – все эти идеи было бы полезно осмыслять ежедневно, уделяя им хотя бы немного времени.
=-=-=-=
Еврейский календарь отличается от обычного светского, но зато он привязан к фазам Луны.
И мы можем приобщить человечество к Лунному циклу – через привязку праздников.
=-=-=-=
Эта информация полезна и самим евреям, которые могут увидеть доступную версию интерпретации своих праздников.
night

ПУРИМ И КВАДРА ГЕРОЕВ

Каждый год мы перепрочитываем Пуримскую историю.
Наша задача – ежегодно добавлять к ней новые грани, смыслы, понимания.
В этом смысл нашего взросления.
Как я недавно писал, мы познакомились с группой ученых и педагогов, и одним из интересных инструментов, которым они оперировали был концепт квадры.
Если говорить простым языком, то когда мы видим систему из трех элементов, в этой триаде скрыт сценарий развития в виде выстраивания четвертого элемента, который перестраивает триаду в квадру.
И четвертый элемент – становится ключом, который трансформирует всю систему и дает ей новые степени свободы и возможности.
Одним из первых проявлений этой схемы в Торе является переход от трех Праотцов к четырем Праматерям. Согласно этой схеме Яаков получает не одну, а две жены.
Это закладывает фундамент двойственности еврейского народа, который проявляется во множестве интереснейших схем.
Например, Лея и Рахель в одном из комментариев соединяются с Письменной и Устной Торой.
Это позволяет евреям иметь ДВА механизма работы с сакральными текстами.
Также Яаков получает второе имя Израиль и у нас три Праотца имеют четыре имени – Авраам, Ицхак, Яаков, Израиль.
В современном мире эта двойная функция Яакова-Израиля выражается в том, что часть евреев видят свою миссию в сохранении и поддержании традиционных духовных ценностей, а другая часть евреев стремится быть новаторами и революционерами.
Этим евреи совмещают внутреннюю и внешнюю задачи.
Но двойственная природа Яакова-Израиля создает и проблемы. В частности мы видим конфликт сыновей Яакова и противостяние двух лидеров - Йегуды и Йосефа.
Этот конфликт можно назвать «обратной стороной медали» усложнившейся еврейской схемы.
Но задача евреев – трансформировать конфликт в комплексную схему в которой обе еврейские миссии будут дополнять и усиливать друг друга.
Одним из ключевых переходов от триады к квадре является история Пурима.
Изначально можно выделить три ключевых (мужских) героя – это Царь-Ахашверош, Праведник-Мордехай и Злодей-Аман.
Но такая тройственная система подводится к кризису, выглядящему как смертельная угроза евреям.
Злодей Аман монополизирует расположение Царя и евреям во главе с Мордехаем – грозит неминуемая гибель.
И тут история Пурима показывает нам переход от триады к квадре – на сцену выводится четвертый персонаж – женский образ – Эстер.
При этом у четвертого «элемента» есть связи со всеми тремя мужскими ролями.
Эстер – родственница и соплеменница Мордехая.
Эстер – жена Царя-Ахашвероша.
Эстер – скрытый (в начале) оппонент злодея Амана.
При этом мы можем заметить важную особенность.
Эстер имеет прямую связь с Мордехаем, они партнеры.
Но Эстер не может изначально стать полностью партнершей Царя, пока Аман является его фаворитом и советником.
И Эстер выстраивает целую игру в результате которой Царь в нужный момент должен делать выбор между еврейством Эстер и анти-еврейством Амана.
И благодаря «четвертому элементу» - система перестраивается и входит в новый режим.
Если с позиций «квадры» проанализировать детали истории, то можно будет обнаружить интересные и перспективные подходы.
В частности когда в тройке элементов «затесался» злодейский «персонаж» - то система из трех элементов сама не может «исцелиться», так как «элемент зла» в триаде более влиятельный чем «первоначальное добро».
И когда мы вводим четвертый элемент – мы делаем схему достаточно сложной, чтобы в ней смог произойти ключевой сценарий – победы над злом.
Эта ключевая «квадро»-схема сможет помочь нам преодолевать зло в мире и в человеке.